Одрэ Азуле как-то сказала: «Исламское искусство — это постоянное стремление взглянуть на окружающий мир по-новому, переосмыслить увиденное и представить его в самых разнообразных формах».
О нем и пойдет речь в новой книге серии «Главное в истории…», которая скоро выйдет в МИФе. Искусствовед Ася Гимборг собрала ключевые достижения самобытной культуры, чтобы познакомить читателей с историей развития исламского искусства с VII века и до наших дней.
Великолепные дворцы и мечети, изысканные миниатюры и каллиграфия, знаменитые ковры и текстиль, керамика и предметы роскоши, созданные из драгоценных металлов и камней, слоновой кости и горного хрусталя. Красота невероятная. Смотрите сами.
Главное в истории исламского искусства
Насриды
Последним мусульманским государством в Европе стал Гранадский эмират, а последними его правителями — представители династии Насридов.
Удерживать власть ей во многом помогала неприступная крепость Альгамбра (1238–1359) — самое известное произведение искусства той эпохи. За суровыми стенами скрывается настоящий город с улицами, садами, фонтанами, павильонами и дворцами. Но в 1492 году объединенные королевства Кастилия и Арагон завоевали Гранаду, положив конец 800-летнему присутствию мусульман на Пиренейском полуострове.
Интерьеры дворца Насридов украшают множество разнообразных орнаментов: арабская вязь, восьмиконечный геометрический гирих, а также мукарны, напоминающие сталактиты, и резьба по стуку.
Интерьер дворца Насридов в Альгамбре. XIII–XIV вв. Гранада, Испания.
Красота Альгамбры основана на геометрическом дизайне. Эту высшую орнаментальную математику мавры унаследовали у греков, а роскошные арки — у римлян. Зал султанов расписан в очень нехарактерном для исламского искусства стиле: росписи со сценами придворной жизни, схожие по стилистике с миниатюрами, выполнены на дубленой овчине и прикреплены к потолку свода.
Сады Альгамбры — отдельный вид искусства. Инженерам пришлось изменить русло реки, чтобы создать сложнейшую систему, которая обеспечивала сады чистой проточной водой. Дворец Хенералифе — летняя резиденция правителей — тонул в зелени и прохладе.
Дворцы Насридов вдохновляли и христианских правителей: Севильский Алькасар тому подтверждение. Даже молодой архитектор Антонио Гауди (1852–1926) вдохновлялся этими интерьерами, когда создавал свой первый проект — Дом Висенс (1883).
Главное
Свое шаткое положение на Пиренейском полуострове Насриды компенсировали в архитектуре. Они построили целый комплекс дворцов и павильонов, садов и фонтанов таким образом, что у гостей Альгамбры создавалось ощущение, что ее хозяин владеет всем миром. Один из Насридов в самой высокой башне Альгамбры установил свой трон посередине огромной комнаты. Да так, что пришедшим на аудиенцию испанским послам открывался за спиной правителя вид на всю Гранаду.
Геометрические орнаменты
Геометрический орнамент, или гирих (перс. «узел»), в исламской культуре символизирует строение мира. В своей точности и совершенстве он ассоциируется с Богом. Узор состоит из бесконечного соединения линий, многоугольников и кругов.
Не стоит путать исламский гирих с сасанидскими и византийскими рисунками с геометрическими мотивами, построенными по замкнутой схеме. Исламский тип узора принципиально иной, он отличается внешне сложной композицией разных геометрических форм, развивающихся из одного или многих центров. Но в основе этой сложности лежат простейшие элементы: круг, квадрат или треугольник. Создание такого орнамента требует от художника высокого мастерства и прекрасного знания геометрии. Перед нанесением рисунка мастер решает, как будет распространяться узор, учитывая форму украшаемой поверхности.
Пятничная мечеть Йезда. Внутреннее убранство купола. 1324, 1364–1470. Иран.
Один из лучших примеров геометрического орнамента в исламском искусстве — украшение внутреннего двора Альгамбры, где яркие изразцы сочетаются с искусно вырезанной штукатуркой и резьбой по дереву. Узоры образуют гармоничную композицию, и возникает ощущение, что орнамент продолжается бесконечно, а границы поверхностей случайны.
Несмотря на двухмерность рисунка, в сложных переплетениях и в наложении фигур друг на друга создается иллюзия глубины. В этом контексте нельзя не вспомнить мукарны — разновидность геометрического орнамента в архитектуре; декор, напоминающий медовые соты. Мукарны появились в середине X века как способ оформления куполов, арок, ниш. Великолепные мукарны можно увидеть в медресе ан-Нурия (1171) в Дамаске, мавзолее Хафиза (1452) в Ширазе, мечети Бадшахи (1673–1674) в Лахоре. Совсем сказочный вид приобретают мукарны из зеркал, как в мечети Шах-Черах (XIV в.) в Ширазе.
Дворцы
Сегодня не существует единой классификации восточных дворцов. Мы можем опираться лишь на исследования профессора исламского искусства Гюльру Неджипоглу. Она выделяет четыре типа дворцов, но все они строились по мусульманскому принципу скрытой архитектуры: все великолепие прятали внутри, и оценить его снаружи было невозможно.
В ранние годы исламского правления халиф был религиозным и политическим лидером. Он собирал общину и проводил пятничные молитвы, поэтому, согласно Неджипоглу, преобладали городские дворцы-мечети.
Постепенно халиф все больше отдалялся от народа, встречаясь с ним лишь на пятничных молитвах. Как следствие, появились разросшиеся загородные дворцовые комплексы, не связанные с общинными мечетями. Они играли роль княжеских резиденций, загородных вилл и почтовых станций на торговых путях, например комплекс Мадина аз-Захра.
Дворец Топкапы. XV–XVII вв. Стамбул, Турция.
С XI по XV век их сменили городские дворцы-цитадели. В эти комплексы входили небольшой дворец, административные и жилые помещения, баня, казарма и небольшая мечеть. Такими были цитадели Каира, Дамаска, Алеппо или Круглый город Багдад (762–767).
В последнюю группу входят дворцы монгольских и постмонгольских государств, напоминающие палаточные лагеря центральноазиатских кочевых племен (дворец Топкапы), городские дворцы-цитадели (Альгамбра) и дворцы-сады, как дворец Али-Капу.
Сады
Мусульманские правители были страстными садоводами. Поскольку жаркий и засушливый климат не баловал зеленью, а концепция рая в Коране представляла собой тенистый сад с разнообразными плодами и родниками, это побуждало создавать собственный рай на земле. Однако в разных искусствах мотив сада часто интерпретировали по-разному. Поэты рисовали образ укрытия от дневной жары, живописали музыку текущей воды и спасительную прохладу тени.
Встреча в саду. 1640–1650. Изразцы, полихромная глазурь. 104,1 × 188 × 6,4 см. Исфахан, Иран. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.
Чтобы понять устройство классического исламского сада (чахар-баг), достаточно посмотреть на сады летнего дворца Хенералифе (XIV в.) или Тадж-Махала. Это прямоугольник или квадрат, поделенный на четыре части каналами, с фонтаном или водоемом в центре. В планировке сада обыгрывалась цифра 4 как универсальный символ мироустройства: четыре сезона, четыре стихии, четыре райские реки. Само его название происходит от персидского «чахар» («четыре») и «баг» («сад»). В каждой из четырех частей высаживали клумбы строгих геометрических форм.
Исламские сады, в отличие от европейских, предназначались не для прогулок, а для отдыха и созерцания, поэтому там обустраивали места для сидения.
В контексте дворцовой архитектуры сад олицетворял власть: покорение дикой враждебной природы и приручение экзотических растений.
При декорировании интерьера мечетей архитекторы всегда обращались к идее райского сада, поэтому именно в религиозном контексте так распространен растительный орнамент. А вид чахар-бага с высоты птичьего полета нашел выражение в садовых коврах.
Керамика
Керамика — одно из ярких художественных достижений исламского мира. В разные эпохи и в разных регионах исламские гончары создавали уникальные изделия, которые демонстрировали одаренность и изобретательность мастеров.
На заре ислама гончары повторно открывали древние техники и придумывали новые. Так, в Ираке в IX веке была найдена люстровая роспись, имитирующая металлический блеск, и появились изделия, вдохновленные Китаем. Ярким достижением этой эпохи стало добавление арабской каллиграфии, что превращало керамические сосуды еще и в элегантную декларацию веры.
В последующие столетия в Иране произошел эстетический скачок от каллиграфической строгости и монохромной точности керамики X–XI веков к фактурной керамике с бирюзовой глазурью.
Изразец с парой. 1266. Люстровая керамика. 19,5 × 16 см. Кашан, Иран. Хулагуиды. Художественный музей Кливленда, Огайо, США.
Надглазурная роспись минаи, которая появилась в XII–XIII веках в Кашане, по-своему продолжала традицию книжной миниатюры, тоже известной вниманием к тонкости и скрупулезности. К тому моменту керамика считалась таким же искусством художника, как и гончара.
В XII веке все большее значение приобретала керамическая плитка. Четче проступало китайское влияние. Китайские мотивы «цветы и птицы» переродились в персидский стиль хатаи, который отличался абстрактным изображением цветов и листьев. Возникло гибридное искусство с использованием арабской и персидской каллиграфии.
В Османской империи расцвет керамики связан с Изником, центром гончарного производства. Там сформировался неповторимый османский стиль саз со смелыми цветочными узорами. Базой для этого стиля служили китайские, византийские и персидские орнаменты.
По материалам книги «Главное в истории исламского искусства»
Обложка и иллюстрации из книги.