Продолжаем серию материалов с современными авторами, выпускниками курса «ЦЕХ». В прошлом году они участвовали в конкурсе рукописей, а авторы лучших работ получили возможность быть изданными в МИФе. Уже в 2024-м их книги выйдут в бумаге. Психолог Виктория Потапова тоже вошла в число победителей. Поговорили с ней об обучении, писательском пути и книге о теории привязанности, которую ждем из печати.
— Виктория, расскажите о себе: кто вы по профессии, кем работаете?
— Я психолог. Окончила Орловский государственный университет по специальности «Психолог, преподаватель психологии», это дало мне хорошую теоретическую базу. После прошла несколько долгосрочных практико-ориентированных курсов в австрийско-российском проекте по подготовке детских и подростковых психотерапевтов и в Школе интегративно-соматической психотерапии. 10+ лет работала психологом в медучреждениях детского профиля, а теперь веду частную практику, работая с семьями, детьми и взрослыми. Активно занимаюсь просветительской деятельностью в своем блоге и подкасте.
— Почему вы решили пойти на «ЦЕХ»?
— Я очень люблю читать. У меня дома огромная библиотека. Книги всегда были для меня одновременно источником знаний и поддерживающим пространством. Я с большой любовью и трепетом отношусь к ним. Написать книгу самой — это была многолетняя мечта. Я часто повторяла в кругу коллег после обсуждения какой-нибудь значимой для меня темы: «Выйду на пенсию и напишу об этом книгу». Когда увидела курс «ЦЕХ», поняла, что это мой шанс исполнить мечту, не дожидаясь пенсии.
Если честно, я не сразу решилась записаться. Долго сомневалась, смогу ли я написать такую книгу, которая будет интересна другим людям в реальной жизни, а не только в моей фантазии. Но потом мои желание и интерес перевесили сомнения и страх. И сейчас я рада, что смогла пойти за своей мечтой.
— Виктория, о чем будет ваша книга?
— О классической теории привязанности Джона Боулби. В книге будет две части. В первой я обращаюсь к самой теории. Постаралась в доступной форме рассказать о системе привязанности все, что знаю сама. А вторая часть посвящена тому, как эти знания можно применить в реальной жизни, как развить и сохранить надежность в отношениях со своими детьми на разных возрастных этапах, помогая ребенку решать те задачи возраста, которые перед ним встают.
— А почему именно эта тема, какую проблему читателя вы хотите решить?
— В профессиональной деятельности я опираюсь на теорию привязанности уже около 14 лет, рассказываю о ней родителям. Ведь система эмоциональной привязанности биологически заложена в каждом из нас и то, какой тип привязанности сформировался у нас в детстве, без преувеличения влияет на всю нашу жизнь. О том, как определить свой тип привязанности во взрослом возрасте и как, опираясь на это знание, поддержать себя, в последние годы вышло много отличных книг. Но о том, как система привязанности формируется в детстве, как родитель может на это повлиять, есть не так уж много русскоязычных книг. А профессиональная литература обычно написана сложным языком. Именно поэтому мне захотелось создать книгу, которая разъяснит одну из главных теорий в детской психологии широкому кругу читателей и поможет родителям построить надежные отношения с их детьми.
— И все же: как теория привязанности влияет на родительство?
— Если просто, то система эмоциональной привязанности — это система реагирования на стресс, которая записывает «наилучшие» способы выхода из стресса у ребенка, те, что доступны ему с опорой на отношения с родителями. Такая «запись» происходит в первый год жизни и потом диктует психике ребенка способы реагирования в стрессовых ситуациях. Зная, что такое система привязанности, как она устроена и функционирует, родитель может понять особенности поведения и проявления чувств своего ребенка в сложных ситуациях и найти выход из них, сохраняя чуткость в отношениях.
— Что стало материалом для книги?
— В первую очередь, мое осмысление научных работ Джона Боулби и его команды, а также материалов, которыми делился с нами доктор Карл Бриш на курсе по подготовке ведущих групп SAFE (практики формирования надежной привязанности). При написании каждой главы я много размышляла о тех детях и родителях, с которыми работала, о трудностях, с которыми они сталкивались, и путях выхода из них, а еще о личном детском и родительском опыте.
— Вы пришли на курс с идеей для будущей книги или с готовой рукописью? Как менялся текст во время и после обучения?
— Я пришла на курс с мечтой написать книгу и темой, о которой я хочу рассказать. Готовых материалов у меня не было. Книга создавалась во время обучения. Так как основная часть курса выпала на весенне-летний период, то текст я писала, сидя на детской площадке, когда гуляла со своим сыном. Курс дал мне огромную эмоциональную поддержку и познакомил со структурой создания книги как целостного продукта. Это придавало мне решимости закончить рукопись в срок и подать на конкурс.
— Что в работе над книгой было самым сложным, а что наоборот давалось легко?
— Сложнее всего было поверить, что у меня получится написать целую книгу. Но я решила так: если уж сделала первый шаг — пришла на курс, то должна сделать все, что в моих силах, чтобы дойти до конца. Еще было сложно найти время, чтобы сконцентрировано, не отвлекаясь, писать. А вот сам сбор и структуризация материала давались достаточно легко, я много раз обсуждала его с коллегами и родителями детей, с которыми работала.
— В чем ценность работы с издательством? Какие блоки программы были наиболее полезными?
— Для меня она в том, что можно увидеть «внутреннюю кухню», посмотреть на книгу как на продукт глазами издательства. Это создает более целостную картину, помогает понять реальные потребности читателей. Не могу выделить самые полезные блоки, потому что они поэтапно и плавно сопровождали меня в создании книги, каждый был своевременным и полезным.
— Обучение на курсе довольно интенсивное: много информации и заданий. Что помогало не бросить и мотивировало в пути?
— Для меня было очень ценно получать обратную связь от кураторов по домашним заданиям, это помогало не останавливаться и двигаться вперед. А еще я создала группу, куда пригласила людей, готовых стать бета-ридерами моей книги. Взятые перед ними обязательства помогали мне держаться намеченного пути, а обратная связь поддерживала и вдохновляла.
А еще я понимала, что если не буду писать сейчас, то стану постоянно откладывать работу «до лучших времен», которые, возможно, так никогда и не наступят. И тогда моя книга останется лишь мечтой.
— Расскажите о своих писательских привычках?
— Для меня одна из главных писательских привычек — это чтение. Я читаю и наслаждаюсь слогом других авторов. При написании текстов стараюсь формулировать свои мысли так, чтобы мне потом тоже нравилось их читать. Начиная писать какую-то статью или главу книги, я максимально фокусируюсь на теме, которой она посвящена. Я много читаю, размышляю, разговариваю о ней с другими людьми. А еще записываю все пришедшие мне идеи в блокнот или в заметки. Это помогает освобождать голову для более свободного потока мыслей в текущий момент и при этом сохранить все важные идеи и озарения. Часто у меня скапливается много бумажек: увлекательно бывает рассматривать их и создавать из них тексты.
— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать автор нон-фикшн-литературы?
— Пожалуй, одно из главных качеств — это любознательность и искренний интерес. Когда я читаю интересные нон-фикшн-книги я чувствую, как автор с большой любовью и увлечением рассказывает о выбранной теме. Свою книгу я тоже писала из любви, восхищения и желания понять тему еще глубже, осмыслить привязанность как часть отношений между детьми и их родителями.
— А как вы справляетесь с писательским блоком? Дайте советы новичкам.
— В самом начале работы у меня было много сомнений, я чувствовала уныние. Но мотивационные встречи на курсе помогли мне придумать принципы, на которые я смогла опереться и закончить свою рукопись. Вот они:
- Разреши себе мечтать!
- Найди свои смыслы и говори о них. Приступая к работе, каждый раз задавай себе вопрос: «Что мне важно сказать?»
- Смотри на себя добрым взглядом и повторяй: «Тебе можно проявляться! Ты интересна и важна!»
- Честно признайся: «Я — автор». Автор своей жизни и своих текстов.
- Пиши, даже когда нет вдохновения. Потом вдохновенно отредактируешь!
— Что вы почувствовали, когда победили в конкурсе и узнали, что книга выйдет в бумаге?
— Сначала я узнала о том, что стала одним из победителей. Я была счастлива! Мне очень хотелось делиться со всеми этой новостью. Я написала и позвонила всем, с кем было важно разделить эту радость. А потом мне рассказали, что книга выйдет в бумаге. Я была ошеломлена и, если честно, какая-то часть меня до сих пор в это не верит. Очень жду момента, когда смогу взять ее в руки. Думаю, что расплачусь от чувств.
— Кому подарите книгу в первую очередь? И кому советуете ее читать.
— Написать книгу во многом меня подтолкнул собственный опыт материнства и то, как опора на знание теории привязанности помогала мне проходить многие сложные моменты. Именно поэтому я решила, что первый экземпляр своей книги подарю сыну. Сделаю в ней личную запись с обращением к нему и запечатаю в конверт. Подарю на восемнадцатилетие.
Я постаралась написать книгу о привязанности такой, чтобы она была полезна родителям детей разных возрастов, а также тем, кто только готовится к этой роли.
— Есть ли у вас идеи для новых книг?
— Да, во время обучения появилась еще одна идея — книга-самоисследование, призванная дать читателю инструмент к пониманию своих чувств и потребностей, а также же доступ в пространство переживаний, которые бывает трудно осмыслить и назвать, но которые влияют на самоощущение человека и на качество его жизни.
А еще я теперь мечтаю написать художественную книгу.
— Кому советуете пойти учиться на «ЦЕХ»?
— Думаю, «ЦЕХ» подойдет тем, кто хочет написать и издать свою книгу, но не знает, как к этому подступиться. На курсе нужно быть готовым к большому потоку информации и непрерывной работе. Именно поэтому, чтобы обучение принесло пользу, важно верить в себя и много, интенсивно работать.
Обложка поста и фото — из архива Виктории