Север, Сибирь и Дальний Восток — мы мало знаем о мифологии и культуре этого региона. Познакомиться с ними поможет книга «Мифы северных народов России». Отдельная глава в ней посвящена необычным обитателям Севера, с которыми, по преданиям, соседствовали люди, — духам, животным и «альтернативному человечеству». В статье рассказываем — с кем человек сосуществовал в мире, а кого старался избегать.
Духи-хозяева леса и воды
В мифологии многих народов Севера самыми важными фигурами являются духи-хозяева леса и воды. Это неудивительно — в их ведении находятся основные средства пропитания охотников и рыболовов.
С духами-хозяевами у людей устанавливались особые отношения: обе стороны должны проявлять взаимное уважение и обмениваться дарами. Духи обеспечивали людей пищей — давали им животных и рыбу, а люди в ответ дарили то, чего не было у духов: хлеб, табак, чай и ткань. Добыв зверя или рыбу, человек должен был правильно разделать добычу, прежде всего полагалось оставлять в тайге или возвращать в воду вместилище души (обычно это глаза), чтобы животное возродилось.
Например, у народов Амура зверями ведал дух Калгама, или Калдяма, — великан с остроконечной головой, двупалыми руками и лосиными ногами. В его охотничьей сумке хранятся шерстинки — души промысловых животных. По рассказам, если охотнику посчастливится заполучить эту сумку, он всегда будет удачлив в охоте. Дух-хозяин воды Тэму эдени покровительствовал рыболовам, если они соблюдали правила обращения с рыбой и одаривали духа в ответ. Чтобы добиться расположения Тэму эдени, перед началом рыболовного промысла и в конце его совершали обряд «кормления воды»: опускали в воду ритуальные блюда (из муки, ягод) и табак, произнося при этом слова благодарности и выражая надежду на хороший улов.
Река Обь. Иллюстрация из книги «Мифы северных народов России»
Считалось, что духи любят порядок и тишину, поэтому перед охотой и на промысле запрещалось громко говорить и смеяться. В то же время жители Севера верили, что духи, как и люди, любят развлечения, поэтому на охоту брали сказителей: вечерами у костра они рассказывали сказки, а духи в благодарность посылали людям добычу.
Ханты рассказывают, что пропавших в лесу девушек забирает себе в жены лесной хозяин Вонг-лунг, а утонувших — водяной Йенк-лунг. Женские духи природы, как правило, не забирают к себе мужчин навсегда, а становятся их «лесными женами». У селькупов хозяйка леса, оборачивающаяся то соболем, то человеком, вступает с понравившимся охотником в любовную связь и дарит ему удачу в промысле. Рассказы о лесной жене, дарующей везение на охоте, есть у многих народов Сибири. К мифологическому сюжету о «чудесной супруге» восходят и всем известные русские сказки о Василисе Премудрой и Царевне-лягушке.
Дух-хозяин огня
Божество огня и особенно домашнего очага было, пожалуй, одним из главнейших хранителей людей. С помощью огня согревались, готовили пищу, освещали ночную тьму и совершали ритуальные очищения. По «голосу» очага гадали о настоящем и будущем. Огонь выполнял роль посредника и помогал передавать жертвы и просьбы другим божествам.
Дух-хозяин огня часто мыслился как антропоморфное существо. Например, у обских угров это было женское божество: Най-эква, то есть Огненная женщина, у манси, а у хантов — Нэй-анки (Огня мать) или Нэй-ими (Огня старуха). Ее представляли женщиной в красном платье, поэтому приносили ей в дар красную ткань. По верованиям юкагиров, богиня огня Лочид амаи выглядит как маленькая девочка. Эвены представляли, что огонь — это мужчина, поэтому и называли его огонь-отец. А у орочей в очаге жило целое семейство — старик, его жена и дети, а также собака.
Дух-хранитель домашнего очага у хантов. XX в. Иллюстрация из книги «Мифы северных народов России»
К огню относились предельно уважительно. Возле домашнего очага нельзя было произносить плохие слова, ссориться — чтобы не обидеть дух огня. Запрещалось плевать в очаг, бросать в него мусор — чтобы не замусорить глаза духа. Ни в коем случае нельзя колоть дрова слишком близко от костра, втыкать в костер либо класть рядом с ним нож или топор — поранишь хозяина огня.
Вот какие еще запреты существуют у народов Севера:
- Не бросай в огонь иголку — подавится дух-хозяин огня (эвенки)
- Нельзя помешивать огонь острым предметом — не любит дух-хозяин огня (эвены)
- Брать угли острым орудием — грех: огненный дух боится (якуты)
- Грех — накладывать уголек на нож и этим зажигать табак; уголек следует брать голыми руками (ительмены)
- Не шевели огонь ножом — ранишь ноги бабушке-огню, рассердится (эвенки)
- Не плюй в огонь. Если плюнешь, будет рана. Если плюнешь, заболит язык (эвенки)
- Если у кого-нибудь гноятся глаза — это мстит за неуважение Пузя ани, Огонь-мать (удэгейцы)
Считалось, что огонь нужно тщательно охранять. Нельзя выносить огонь из дома, давать его другим людям — иначе они заберут с собой семейное счастье. Эвены говорят: «Посторонним нельзя позволять обходить свой огонь». Разжигать огонь в очаге может только хозяйка, чужим делать это запрещается.
Дух огня предупреждал людей о настоящих и грядущих событиях — о присутствии души покойного или демона болезни, о скором приходе гостей и другом. Его языком были потрескивающие дрова, всполохи пламени, летящие искры, отскочивший уголек. Эвены и эвенки говорили так: «Если трещит огонь в костре, значит, жди пургу»; «Треск в печи — к беседе с гостем»; «Если утром пощелкивает огонь в костре — будет хорошо, если вечером — будет худо». Когда огонь необычно потрескивал, нганасаны говорили: «Огонь сказал». Если это случалось во время сборов в дальний путь, поездку откладывали, считая, что таким образом духи-хозяева огня предостерегли людей от беды. По представлениям обских угров, огонь в очаге своим свистом предупреждает о появлении злых духов и грядущем несчастье.
Люди-нелюди
Трудно провести границы между природными духами и «иными людьми». Те и другие, по верованиям народов Севера, имеют и физическую, и духовную природу; могут быть благожелательными, нейтральными и вредоносными по отношению к обычному человеку. Различия между ними, пожалуй, только в рассказах о них и в обрядах: с духами-хозяевами местности и промысловых животных люди искали сотрудничества, регулярно приносили им жертвы, рассказывали об их покровительстве и помощи. «Иных людей» сторонились, жертв им, как правило, не приносили, а в историях говорилось об удивительных и нередко опасных встречах с ними.
Такие существа обитают в труднодоступных местах и внешне могут выглядеть по-разному, но их облик всегда чудовищный — это великаны, карлики, странные создания, например, без головы или с одной ногой. По мифологии обских угров, в глубине тайги живут опасные для человека великаны-людоеды менквы. У нганасан великаны-людоеды называются сигэ, а у ненцев — няд-нгаворта («мох едящие») и сюдбя. Сюдбя фигурируют в запретах, регламентирующих повседневную жизнь: «Нельзя детям вечером играть возле реки или озера — сюдбя заберет»; «Не оставляй на ночь открытыми вход в чум и котел с пищей — сюдбя придет и будет есть».
В сказаниях упоминаются и другие странные существа, обитающие на земле. Они живут своей жизнью и не заинтересованы в контактах с людьми, впрочем, и люди не хотят встречаться с ними. Например, по соседству с ительменами жили горные духи камулы («малые души»), преимущественно на дымящихся, огнедышащих сопках. Считалось, что это дым от жилищ горных духов, где они топят печи. Люди боялись таких соседей и старались не тревожить их: существовал не только запрет на купание в горячих источниках — нельзя было даже приближаться к этим местам, потому что камулы готовят в них пищу. Проходя мимо сопки или горячего источника, ительмены оставляли там какой-нибудь подарок для горных духов, чтобы не разозлить их.
Горячий источник в Наличевском национальном парке, Камчатка. Иллюстрация из книги «Мифы северных народов России»
Эскимосы и алеуты верили, что в горах живут и великаны, для которых человек — карлик, и карлики, для которых человек — великан. Они сами занимаются охотой, но также могут отнять добычу у человека. Иногда встреча с ними сулит удачу. Рассказывают, что двое охотников, увидев карликов, решили взять по одному на счастье, но, сколько ни шли, оставались все на том же месте, пока не отпустили пленников. Но все же, как правило, эти персонажи безразличны к людям, как и другие странные создания — с половиной тела, со ртом на груди, существа в виде струны, полузвери-полулюди.
Медведи как «иные люди»
Любопытно, что в северных мифологиях животные также воспринимались как «иные люди», близкие и духам природы, и «альтернативным человечествам». Животные, птицы, растения в своих селениях выглядели как «настоящие люди», у них были собственные обычаи, они разговаривали на своем языке и даже понимали человеческую речь.
Существуют целый ряд мифологических сюжетов, в которых животное описывается как человек. Например, народы Амура воспринимали тигра и медведя как горных людей, хозяев тайги. Ареал распространения тигра в Сибири небольшой, а с медведем — бурым или белым — знакомы все коренные народы. Поэтому можно сказать, что этот большой, опасный и очень умный зверь был у северных народов наиболее важным животным.
Бурый медведь возле лесного озера. Источник
Медведь считался близким к человеку: он ходит на двух ногах, ест похожую пищу — рыбу и иногда мясо, клубни растений, ягоды, орехи и мед. Думали, что медведь понимает человеческую речь, поэтому не говорили о нем плохо, а также соблюдали много предосторожностей по отношению к нему. У кетов считалось так: если ты в тайге собираешь, например, ягоды или просто идешь и встретишь медведя, то скажи, что не желаешь ему плохого, и он спокойно уйдет. Так же и у шорцев — если в лесу человек случайно встречал медведя, то снимал шапку и произносил по-шорски: «Иди своей дорогой, почтенный», и медведь его не трогал.
По мифологии хантов медведь — это сын верховного бога, отправленный им на землю во времена первотворения. Божеством или полубогом считали медведя и другие народы Севера. Так, по верованиям ульчей и нанайцев, медведи — это дуэнтэни, «лесные люди», живущие в тайге в селениях так же, как живут простые люди, хусэгдэни. Дуэнтэни часто принимают вид медведя, иными словами, медведь — это не кто иной, как лесной человек в шубе. Некоторые народы полагали, что медведь — это превращенный человек, потому что его тело под шкурой похоже на человеческое.
По материалам книги «Мифы северных народов России»
Где купить: МИФ / Ozon / Wildberries / Читай-город