В русских деревнях разные формы одержимости связывали с поселившимся внутри человека демоном, которого наслал злой колдун. Про такое действие говорят: «посадить, спустить икоту», «посадить чёрта в утробу», «насажать чертей» или просто «наслать порчу»; при этом сами колдуны или колдуньи могут называться «икотник», «икотница», а жертва колдунов — либо тем же словом «икотница», либо «кликуша». В книге «Русская фольклорная демонология» — подробный рассказ, как все происходит.
Икота, икота, ну тебя в болото
«Жизненный цикл» икоты начинается с того, что колдун выращивает ее в туеске из бересты, где-нибудь в укромном уголке (например, в подполье). На этом этапе она описывается как копошащиеся, скребущиеся насекомые, мелкие животные, лягушки, «гады».
Далее колдун пускает порчу «по ветру», и она летит большой зеленой мухой, соломинкой или в незримой форме. После этого икота или попадает в человека или поджидает свою жертву на перекрестке дорог, у воды, на воротах, даже на опоре линии электропередач.
В текстах упоминается, что колдун также изготавливает демонов-икот из бумаги или рисует их, затем они оживают, и он их выпускает. Сама икота описывает этот процесс следующим образом: «мальчиков-девочек нас наделают, и вот мы оживем, выпустят нас сорок штук, ох, мы и вертимся, бегам, бегам, бегам, бегам, веселимся, на воздухе-то. А потом в кого надо, в того залезем».
Уголовка за икоту
Иногда ритуал подселения икоты в человека выглядит менее специфично и напоминает другие виды вредоносной магии. Так, согласно материалам уголовного дела 1815 года, крестьянин Михаил Чухарев был обвинен в «порче икотой» своей двоюродной сестры Офимьи Лобановой.
Чтобы совершить злое колдовство, Чухарев, снявши с себя нательный крест, нашептывал на соль особые слова: «пристаньте к человеку [имя] скорби-икоты, трясите и мучьте его до скончания века; как будет сохнуть соль сия, так сохни и тот человек. Отступите от меня дьяволи, а преступите к нему».
Наговоренную таким образом соль следовало бросить на то место, где должна пройти будущая жертва. Такие действия, как произнесение заговора и подбрасывание кому-то предметов, широко применяются для причинения магического вреда (часто не связанного с одержимостью) вплоть до настоящего времени.
Случайная порча
В некоторых случаях кликушами становятся в обстоятельствах, не связанных с порчей, явным и преднамеренным вселением нечистого духа колдуном:
— в результате родительского проклятия или нарушения норм поведения (ритуальных запретов и предписаний),
— от испуга,
— при внезапном плохом известии,
— при «страшных рассказах странников и странниц о муках за тайные грехи».
Считается, что нечистый дух может войти в тело через питье, если напиться в «худой час» из не закрытого на ночь сосуда или если человек пьет воду без благословения, из озера или другого водоема «по-скотски» (непосредственно наклонившись к поверхности воды), нарушает запрет работать по большим церковным праздникам.
В Калужской губернии считали, что кликушей может стать женщина, если на нее налетит вихрь, что чёрт также может проникнуть через рот во время зевоты, поэтому, зевая, нужно обязательно перекрестить лоб и рот. Согласно олонецкому поверью, чёрт может проникнуть в человека, который его «призывает», то есть ругается, поминая его имя.
Есть тексты, где нечистый дух боится молний, которые мечет с неба Илья-пророк. Напуганный чёрт стремится спрятаться и забирается в тело человека. Соответственно, существует и запрет находиться на улице во время грозы: «нельзя на улице быть, чёрт может войти».
Из книги «Русская фольклорная демонология».