Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
Как написать рассказ: 12 советов
6 декабря 2023 3 793 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Литературовед, автор курса по литературному мастерству «Сильный текст» и книг «Мам, дай фартук!» Катерина Дронова рассказывает, как написать рассказ и делится личным опытом: разбирает тему на примере одного из своих рассказов — «Пионы».

Это отрывок вебинара курса «Текст как инструмент». Он уже завершился, поэтому зовем всех на на курс «ЦЕХ» — чтобы научиться придумывать сюжеты для ваших будущих книг.



Курс «Цех № 4»

Чем рассказ отличается от любого другого текста

Кто-то из американцев сказал, что хороший рассказ — это история, которую замечательно рассказать в курительной комнате корабля. Незнакомые люди, вам нужно как-то время провести вместе, которое долго тянется, и ты можешь как-то развлечь своих спутников.

Рассказ — сложная форма по сравнению, например, с романом. В рассказе лишнего не скажешь, там всё надо четко подавать, выискивать самую говорящую деталь. Быть строгим к себе. В романе есть время раскрыть героя: можно, например, сюжетный поворот устроить. В рассказе же всё очень-очень быстро, и ничего лишнего не должно быть.

Антон Павлович Чехов. Источник

Помогает опыт Чехова. Его всю жизнь упрекали, что он пишет короткие рассказы. Он написал повесть «Степь» — это его первый опыт большой прозы. Он писал её три месяца, а потом сказал: «Больше никогда в жизни не буду я писать длинных вещей». И оставил её незавершенной.

В рассказе лучше не договорить, чем переговорить.

Хорошо, если у вас есть редактор или человек, которому вы доверяете. Покажите ему текст и спросите: «Что думаешь, не слишком ли я многословен в конце?» Чехов говорил, что мы больше всего врем в начале и в конце рассказа. Поэтому удаляйте первый абзац — он разминочный. В конце же мы, наоборот, начинаем объяснять, к чему делаем какие-то выводы, а там должна быть тишина.

Если хорошо написано, читатель сам поймет, что автор имел в виду. Иначе получается, как будто мы анекдот рассказали, а потом объясняем, в чем соль.

Как найти тему

Иногда это внутренний запрос. У меня всё началось с размышлений о преступлении и наказании. Но у каждого человека своя причина.

Например, мой приятель рассказывал: «Иду каждый день на работу, еду в метро. А там человек стоит около турникетов, с этим черным рентгеном, где вещи. И говорит: „Кладите сумки на ленту, рюкзаки на ленту кладите, пожалуйста, сумки на ленту кладите, кладите рюкзаки на ленту, пожалуйста“. И вот он так говорит целый день, я смотрю на него и понимаю, что у меня рождается рассказ. Я вижу абсурдность происходящего, то, что вот он целый день говорит одно и то же, на одном месте стоит, и вот в эту черную дыру уезжают вещи».

А кто-то мне рассказывал: «Девушка, узбечка, в кафе за всё отвечает: там она официант и уборщица. И у нее на футболке батарейка „Энерджайзер“, я вижу, что передо мной героиня».

Мы черпаем из того, что видим вокруг.

Мир — постоянный источник тем, героев, фабул и смыслов.

Если вы это замечаете, то у вас определенный взгляд на мир, писательская линза в глазу, вы видите.

Как создать героя

Самое интересное — создать героя. Мне нужна была молодая девушка, художник, у меня есть такие знакомые, я очень четко видела Киру. Худая, с сигаретой, задумчивая, с внимательным взглядом, человек, который живет на черном кофе и сигаретах. Мне неважно было, какие у нее волосы, глаза, это всё детали и ерунда.

Валентина Никитична — собирательный образ. Я ее создавала из своей свекрови, отчасти бабушки, из разных людей. Она совсем другая — деревенская, очень верующая, по правде живет, добрая, такая «земля и семья». Я ее видела: она приземистая, полноватая, ей за 80, у нее одышка, ей тяжело ходить, она бедно одета, живет в этом полуподвале.

Как представить героя

Ты же не можешь сказать: перед нами девушка Кира, свободный художник 26 лет. Значит, нужно как-то исподволь дать понять читателю, что это художник, дать понять, что ей примерно столько лет или что она студентка.

Дальше нужно представить другого героя: можно описать его комнату или его пальто — и читатель поймет, кто перед ним. Мы не можем просто показывать фигуры: вот вам один, вот другой, вот они разговаривают.

В художественной прозе всё должно быть тонко.

Например, мне нужно было дать понять, что Кира из семьи репрессированных, родителей репрессировали, когда она была малышкой. Как? Она могла открыть и читать, например, мамины дневники. Кот видит, что она читает что-то вслух. Или можно, например, рассматривать старые фотографии. Но я решила, что нужен диалог. Почему? Потому что прямая речь всегда очень хороша в тексте. Сплошной повествовательный текст — это тяжело для читателя.

Хорошо, когда в первой трети, уже появляется звук, слова, диалог, реплика, хотя бы какой-нибудь «хм». Что-то живое. Текст сразу «звенит».

Тщательно выбирайте имя

Имя — это очень важно.

Почему мою героиню зовут Кира? Потому что есть такой рассказ у советского писателя Некрасова «Кира Георгиевна» про скульптора: волнительную женщину в годах и ее жизнь. Рассказ очень хороший, в Москве в театре «СТИ» есть спектакль «Кира Георгиевна». У меня это отложилось, и я подумала: «У меня должна быть художница Кира, она, конечно, будет другой, но уж очень мне нравится это имя, в этом контексте я его подрезала».

Валентина Никитична — это моя бабушка Валентина. Плюс это такое традиционное имя и отчество, у меня сын Никита.

Каждому времени свои имена. Если вы будете писать про современные времена, например, про школьников, обратите внимание, что они никого не называют так, как у нас. Я училась в школе в девяностые, у нас детей звали «Катька», «Светка», «Сережка», «Димка». Никто сейчас из детей друг друга так не называет: Дима — это Дима, Таня — это Таня, не Татьяна, конечно, а Таня, «Танькой» никто не называет. Либо это другое время, либо где-то автор не дожал. Есть такие детали, они важны.

Разделяйте автора и рассказчика

Автор — это человек, который пишет, физический человек. А рассказчиком может быть либо персонаж, как мой кот, либо какой-то закадровый голос — такой демиург, который всё знает про этих героев, об их мыслях и внутреннем устройстве.

Лев Николаевич Толстой. Источник

У Толстого в рассказе «После бала» есть четкий рассказчик, он его называет «я». Понятно, что это не Толстой, а некий персонаж, от лица которого идет повествование. В «Войне и мире» он находится над героями и всё про них знает, такая авторская позиция. Автор рассказчик пересекаются у Пушкина в «Евгении Онегине». Там автор=рассказчик, но это уникальная штука.

Когда вы выстраиваете повествование, подумайте, кому вы отдадите голос: будете ли вы сами рассказывать историю, как автор, и с какой позиции вы будете её рассказывать. Либо придумаете какого-то персонажа, который и повествует, и присутствует внутри. Либо это будет персонаж, ваше альтер-эго, или вы сами, который выступает от собственного имени или носит маску.

Не противоречьте герою

Нельзя так: моя набожная, очень боязливая и в то же время очень честная Валентина Никитична взяла, сапогом открыла дверь и пошла требовать себе комнату. Нет, такой человек будет терпеть до последнего, пока уже крыса не нападет. Но если закроет глаза, то сделает: жизнь заставит. И это нужно было понять мне как автору. Для этого мне нужно было понимать, как она мыслит и что чувствует. Идти за героем, давать ему живую прямую речь. У моей героини нет каких-то сложных городских слов, хотя она давно в городе живет. Нет жаргонизмов и диалекта. А Кира по-другому говорит. Это тоже игра.

Идти за своим героем — не противоречить его натуре.

Чем лучше вы его себе представляете, чем четче он у вас прописан, чем больше вы с ним слились, тем легче вам будет писать, потому что он вам будет диктовать, как писать.

Персонаж должен действовать по своей воле, а не по воле автора. Если вы будете заставлять его делать так, как вам надо, это сразу будет в тексте видно: вылез автор из своей авторской воли и всё — «не верю».

Будьте бесстрастным автором

Когда вы создаете героя, полюбите его, но при этом будьте отстраненным автором, не заставляйте вашего читателя прямыми слова любить или ненавидеть героя. Если вы, допустим, описываете какой-то случай, в купе, например, вваливается какой-то хамоватый мужик и давай к девушкам приставать, пьяненький, проводнице хамить, нижнюю полку себе, хотя у него… Если вы его постоянно называете «хам», «грубиян», это не писательство. Нет, надо его так нарисовать, чтобы читатель сам понял: «Ну и хамло, ну и мужлан, что же это такое!» Но называть его так ни в коем случае нельзя. Вы должны быть бесстрастным наблюдателем.

А. С. Пушкин в Михайловском. Картина Николая Ге. 1875 год

Как Пушкин говорил: «Автор — это такое существо, которое наблюдает за своими героями и как луна освещает дорогу всем: и охотнику и жертве». Чехов тоже об этом говорил, что нужно любить своих героев по-человечески, потому что по-человечески всех жалко. Вот почему писатель без эмпатии не может творить.

Что такое «художественная задача» и как ее решить

Каждый эпизод текста — это художественная задача, с которой автор обязан справиться максимально естественно с помощью художественных средств. Мы не можем рассказывать историю впрямую, мы должны вести очень аккуратно и не говорить «в лоб».

Художественная задача — это каждая микрозадумка, то, как двигается сюжет. У меня есть история про то, как женщина написала донос, из-за чего выселили семью, девочка потеряла родителей, а потом въехала в этот дом, живет. И каждый день эта женщина ее видит. Тут же масса разных задач:

— представить их,

— показать, как они живут,

— показать их прошлое,

— показать, что привело к этому.

А как это показать? Как-то соединить. Может быть, «кот залезет в форточку». Почему пришел кот? А вот фотографии стоят, пусть она расскажет про родных, и, может быть, в этом рассказе она откроет душу. Ты всё время внутри сюжета рассказываешь и показываешь и маленькие микросюжеты, а они решают твою задачу.

Как редактировать рукопись

Рукописи всегда нужно давать полежать. Нельзя редактировать сразу: написали — и давай править. Нет, вы пока еще автор, и у вас нет дистанции между вами и текстом.

Работа над текстом — это не про «написать», а про «отредактировать».

Дали полежать → почитали → поправили → снова дали полежать. Гоголь правил свои тексты до 18 раз, но мы не стремимся в вечное, поэтому редактируйте в 3–4 приема, делая перерывы. Больше четырех не надо: вы загоните себя, и вы просто уже не будете видеть, что в этом тексте хорошего. Это тонкая грань, надо аккуратно, не доводить себя до нервного срыва и до идеального качества, потому что его не бывает.

Проза — это память, мысли, опыт и то, что мы читаем

Наши тексты — это память, опыт, наше пространство, в котором мы живем. Нужно быть где-то рядом с собой, понимать, на чем вы стоите и далеко от себя не удаляться. Потому что иначе вы начнете писать искусственно и соглашаться на что-то не реалистичное.

Проза — это опыт, мысли, память и художественный вкус автора, который складывается из того, что мы читаем.

Чем больше мы читаем хороших текстов, тем лучше их понимаем, и, конечно, лучше пишем сами. Можно читать, но не писать. Но писать, не читая других авторов и не перерабатывая их, невозможно. Это то, что нас наполняет и нас создает.

Записывайтесь на курс «ЦЕХ» — чтобы научиться придумывать сюжеты для ваших будущих книг. Вас ждет 3 параллельных потока: нон-фикшн, детская и художественная книга, встречи с именитыми авторами и редакторами МИФа и конкурс на издание целых 5 книг.

Обложка: источник

Рубрика
Творчество
Похожие статьи