Демоны, известные в русской традиционной культуре, очень многообразны и изменчивы в своих проявлениях. Русалки, оборотни, кикиморы и другие существа совсем рядом — в лесу, в поле, прямо в доме. Исследователи фольклора собрали и сохранили множество историй о встречах с нечистой силой и поверий о том, как следовало с ней обращаться. Предлагаем погрузиться в пугающую, но яркую и захватывающую картину русской демонологии вместе с фрагментами из книги.
Русская фольклорная демонология
Наука и нечисть
В этнографии и фольклористике демонологией принято называть ту часть мифологических представлений, которая относится главным образом к духам — хозяевам природного и культурного пространства, к демонам болезней и к неупокоенным мертвецам. Все эти персонажи действуют и вступают в непосредственное общение с людьми «здесь» (в конкретной местности, известной рассказчику и слушателям) и «сейчас» (обычно на памяти трех поколений).
В отличие от богов, обитающих в труднодоступных местах, демоны часто живут «по соседству»: в реке, в поле, в лесу или даже непосредственно в человеческом жилище. Соответственно, и контакт с ними можно легко установить, без специального посредничества и сложных ритуалов.
«Власть» демонов по сравнению с богами невелика: например, они могут заведовать определенным озером или лесом, влиять на благополучие отдельного человека или семьи.
Демоны отнюдь не всегда злы или вредоносны. Они часто заключают договор с человеком и честно выполняют условия сделки, бывают благодарны. Пример — севернорусский леший.
Леший
Основная функция лешего — заставлять человека блуждать по лесу. Наиболее подробно этот образ разработан в мифологии Сибири, Русского Севера и центральных областей России. В этих регионах ему нередко приписывают характеристики «лесного хозяина»: «владельца стад диких зверей», «блюстителя правил поведения на своей территории», «распорядителя лесных ресурсов». На юго-западе, в Полесье, представления о специфическом лесном духе развиты слабо.
Леший живет в чаще леса, у заброшенных угольных ям, его логово может быть у лесной кочки, или у вывороченного с корнями дерева, сваленного бурей, или в дупле старого дерева.
Один из самых распространенных признаков лешего считается способность внезапно исчезать. Источник
Интересно, время появления лешего строго не регламентировано. Как и со всякой нечистью, с ним можно столкнуться ночью, в полночь. По некоторым данным, праздник Воздвижения (27 сентября) считался особым днем для лешего. В это время для лесного демона наливали ушат пива и звали его, после чего он пел или плясал. В ночь накануне праздника лешие играли в карты, а подчиненные им волки и медведи пожирали домашнюю скотину, оставленную хозяевами в поле.
Водяной
Этот зловредный персонаж известен в мифологии южных, западных и восточных славян. По преданиям он утаскивает под воду и топит людей. В центральных и северных областях России водяного обычно воспринимают как духа-хозяина, покровителя водных пространств, с которым могут договориться мельники и рыбаки.
Область владений водяного очерчена кругом, в пределах которого он властвует как самостоятельный владыка. Источник
В Полесье, в южных и западных регионах России нередко встречаются свидетельства о том, что утопленник либо сам становится водяным, либо помогает ему. Так, в Орловской губернии крестьяне опасались ночью проходить мимо того места, где утонула женщина, потому что она показывалась из воды и хохотала.
Для облика водяного характерны черты животных и рыб: «брюхо как у коровы, ноги лошадиные, длинные-длинные», кошачья голова, «голова человечья, а ноги, и руки,
и хвост собачьи», «руки как у лягушки, с четырьмя пальцами». Водяной покрыт темно-серой чешуей, либо его тело «переливается как рыбья чешуя», «синий или, как налим, цвятной».
В Ярославской губернии существовал запрет на купание в водоемах на Ивана Купалу, поскольку в этот день «водяной именинник». В Архангельской области зафиксирован запрет купаться на Петров день, который мотивируется следующим образом: «Чертушка схватит, на яму утащит, голову, как рыбе, скрутит». На Русском Севере детям не давали плавать, когда зреет рожь, потому что в это время «водяники нерестятся».
Огненный змей
«Один такой змей повадился летать к одной бабе. Прилетит к ее избе, рассыплется искрами около двора, снимет с себя крылья, заткнет их под крышу и пойдет в избу с бабой потешаться».
Огненным змеем в народе называют летящий по небу сноп искр, огненный шар или полосу. В виде огненного змея могут являться два типа демонов: любовники и обогатители.
Демоны первого типа приходят к одиноким женщинам под видом мужчины и вступают с ними в любовную связь. После того как змей «приземлился», проник в дом, он является своей любовнице во плоти; в то же время, для сторонних наблюдателей он, как правило, невидим, о его присутствии можно судить по косвенным признакам.
Демоны второго типа специально выращиваются колдуном или «знающим» человеком и призваны приносить «богатство» (деньги, молоко, водку и т. п.) своему хозяину. Богатство змей берет там, где его положили без благословения.
Проделав путь по небу, видение рассыпается искрами над домом, в который летело. Иногда считается, что змей поджигает постройку, на которую упадет, однако чаще он, вытянувшись веревкой, проникает в дом через трубу. Люди, которые видят визиты огненного змея с улицы, рассказывают о летящем по небу огненном шаре, огненном ухвате, коромысле («летит, выгибается»), огненной копне или молнии.
Народную культуру можно сравнить с конструктором, в котором вместо блоков и деталей сюжеты, мотивы и образы. Каждое фольклорное произведение, с одной стороны, будет передавать уже существующие поверья, а с другой — будет оригинальной и неповторимой историей. Еще больше фантастических и реальных фактов — внутри.
По материалам книги «Русская фольклорная демонология»
Обложка поста — И. Билибин, эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»