Наши предки приписывали растениям специфичную символику, делили их на благие и опасные, а еще находили средства на любой случай: вызвать дождь, приворожить любимого, усмирить беспокойного мертвеца. Принесли захватывающие факты из книги «Зельеварение на Руси».
Сосны-великаны
В отечественной мифологии земля стоит на трех кедрах (имеется в виду сосна, а не сибирский или ливанский кедр). Это священное дерево. Существовали легенды, что около старых могучих сосен являются чудотворные иконы; в легендах о граде Китеже и озере Светлояр обязательно присутствуют приметные сосны. На Русском Севере почитали многочисленные культовые места, где росли исполинские сосны, лежали крупные валуны и бил родник. Туда ходили за исцелением.
И. Билибин, эскиз декорации к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Источник
В некоторых местностях Центральной России поклон священным соснам входил в обряды церковных праздников. Распространены были поверья о том, что рядом с кельей или могилой святого непременно вырастает сосна, которую нельзя рубить не только живой, но даже и после того, как она засохнет. А если же буря повалит дерево, то из него делали придорожные кресты, предметы церковного обихода, амулеты.
Импортное проклятие
Завезенные в Россию табак и картофель вызывали неприятие крестьян вплоть до ХХ века. Они считались дьявольским изобретением. Так, русские староверы говорили о них как об «антихристовых нововведениях» и писали: «Картоха проклята, чай двою проклят, табак да кофе трою».
В народных сказках курение табака и пьянство представлены как изобретения черта для искушения людей. Эти сюжеты были известны еще с XVII века: иностранец отождествлялся с бесом, и бесовским оказывалось все европейское, включая табак и картофель.
Со временем табак стал приобретать ценность: крестьяне носили его с собой и использовали, когда нужно было избавиться от зла. Например, качестве жертвы черту предлагали или монету, или щепотку табака. Это был символический жест, который показывал, что человек отдает что-то ценное, чтобы успокоить лешего или водяного.
В фольклоре довольно четко прослеживается связь «табак — деньги». Так, в украинской быличке умерший богач никак не может успокоиться оттого, что брал у бедного табак взаймы и ни разу не отдал, и его сын вынужден выплатить долг отца, после чего душа богача находит успокоение.
Свадьба на горошине
А вот гороху, символу изобилия, предки часто придавали благую символику. Во время праздников хозяин рассыпал на стол бобы, называя их золотом, а гости ловили летящую «удачу». Чрезвычайно широко были распространены сказания о гороховом или бобовом стебле, выросшем до небес, по которому герой добирается до страны изобилия.
Другой смысл гороха связан с браком. Эвфемизм беременности — «покушала горошку», «наелась бобов». На венчание невеста брала с собой столько горошин, сколько детей хотела, или же молодых осыпали горохом и затем считали детей по горошинам, застрявшим в одежде невесты. Брачным ложем могла служить гороховая солома. На Псковщине молодых после венчания стегали гороховыми плетями.
А. Рябушкин, «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии». Источник
Однако всякий яркий символ во время сильного стресса мог трактоваться и противоположным образом. В сербских ритуалах невеста брала с собой тайком на венчание столько горошин, сколько лет хотела быть бездетной. По прошествии этого срока она должна была посеять их, вырастить и съесть, чтобы забеременеть. Радикальным средством контрацепции считались два-три зажаренных боба, которые держали в руке при венчании.
Лук от семи недуг
Все поверья о том, что лук и чеснок надо носить с собой для отпугивания нечисти, являются мифологизированным объяснением их реальных антисептических свойств. Разумеется, они защитят не всегда и не от всего, но некоторую дезинфекцию все-таки обеспечат. Это выражено в русской пословице: «Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук».
Из-за резкого вкуса им приписывают негативное происхождение: из зуба Иуды или Ирода. Однако во множестве обережных поверий эти растения помогают, а не вредят.
Считалось, что лук и чеснок способны перекрывать путь смерти и даже изменять посмертную участь. Когда в семье кто-то умирал, глава семьи рисовал чесноком кресты на всех стенах дома, чтобы уберечь от той же участи живых. Чтобы покойный не вернулся, в гроб клали луковицу или головку чеснока, иногда его зубчики сажали в углах могилы или выкладывали из них крест.
По материалам книги «Зельеварение на Руси»
Обложка поста — unsplash.com