Существа из древних преданий, джентльмен-рыцарь и его озорная леди. А все вместе — роман «Айвз и Мэллоун», викторианское фэнтези о фэйри и исчезающей магии. Расспросили автора книги Стасю Мэл о самой истории, писательстве, книгах, увлечении скрипкой и о том, как работа фронтенд-разработчиком помогает в создании волшебных миров.
— Стася, как к вам приходят идеи для новых текстов? Например, вы говорили, что написать фэнтези «Айвз и Мэллоун» вас вдохновила песня «Истинное волшебство».
— Идеи новых текстов всегда внезапные: идешь себе куда-нибудь или музыку слушаешь, а тут — бац! Искра, буря, безумие, кино на внутреннем экране. С «Айвз и Мэллоун» было примерно так же: слушала «Истинное волшебство» и увидела, как юноша и девушка бредут через пустошь, заросшую травой, а потом их же — но уже у Башни в лесу. Она златовласая, он синеглазый, она фейри, он волшебник… Ну а дальше вы знаете. Задумки писать книгу у меня вроде бы не было, зато были разные истории их приключений. Уже позже я поняла, как все эти приключения связаны между собой, нащупала сквозной сюжет и собрала все эти кусочки в роман.
— Расскажите о главных героях книги для тех, кто ее пока не читал. Какие они?
— Главный герой у нас Кристофер Мэллоун, он не вампир, как может показаться по обложке, хотя и аристократ. Живет себе свою лучшую жизнь, читает легенды и мечтает о приключениях — обязательно таких же славных, как и у его предков. А Эбигейл Айвз — фейри, воспитанная людьми, — о них не мечтает, она их творит. Если Кристофер очень честный и благородный, сломя голову старается никуда не лезть, то Эбигейл эти его качества отлично уравновешивает, можно сказать, она безрассудная авантюристка.
— При этом вы называете любимым персонажем Генри. Почему?
— Генри Айдел — второстепенный персонаж, а я таких люблю. В книгах, фильмах, аниме и манге именно им достается мое сердечко. А еще у Генри интересный путь, полный противоречий, сомнений и болезненных сломов — я знаю это, потому что я автор. В «Айвз и Мэллоун» этому пути практически не уделяется внимания, потому что книга не про Генри и его демонов, но рассказать его историю мне хочется.
— А о чем книга для вас?
— О том, что попытки вернуть прошлое никогда не приведут к хорошему, и о дорогах: причем как в прямом смысле, так и в переносном.
— Стася, как вы придумываете характеры героев? Добавляете им что-то от себя, своих знакомых?
— Я как настоящий садовник-археолог в шапке детектива: редко что-то прямо придумываю, обычно характеры постепенно складываются по мере роста рукописи, а я могу их немного направить, задав себе и героям тысячу и один вопрос.
А что касается второго вопроса… Насильно и специально я ничего не тащу, но если что-то органически ложится в повествование — почему бы и нет? В ранней версии одной из частей «Айвз и Мэллоун» у меня была списанная с близких семейная ситуация, но после я переписала ее совсем.
— Опишите мир, в котором происходит действие книги? И тропы, которые используете.
— В «Айвз и Мэллоун» основной фокус на Королевстве, так страну называют ее жители. Наиболее близкий аналог ему — Великобритания времен королевы Виктории, хотя отличия, конечно, есть, поэтому у нас фэнтези, а не альтернативная история. В этом Королевстве когда-то давно люди жили вместе с волшебными существами и даже породнились с ними, но потом между народами произошел разлад, который вылился в гражданскую войну среди людей и заодно в конфликт с жителями Волшебной страны. Чтобы победить, люди постарались уничтожить саму основу волшебства, но у них вышло только ее запечатать. Это привело к тем последствиям, которые мы видим в начале книги — волшебство исчезает, волшебные роды вырождаются, а люди постарались максимально переписать всю ту часть истории, что связана с эльфами, фэйри и феями. И тут первый троп как раз «исчезающее волшебство». Второй, который я точно могу назвать, — это «хороший мальчик и дерзкая девчонка».
— Как сформировались ваши писательские навыки?
— Сначала я очень много читала, а потом начала писать ориджи. Фанфики, кстати, тоже были, целых два. Я люблю времена Мародеров и Сириуса Блэка, и в школе писала о них, а еще пробовала с сокурсницей писать фанфик по «Тетради Смерти». Параллельно я писала ориджи… Для меня между фанфиками и ориджами нет разницы, главное, чтобы исполнение не подкачало.
— Какие книги сформировали вас как писателя и что вы взяли от каждого из авторов?
— «Последние олени Анд», книги Джеймса Оливера Кервуда, Дж. Р. Р. Толкина, а еще Алексея Пехова и Ольги Громыко. Хосе Мурильо и Кервуд писали с удивительной, просто потрясающей любовью к природе — мне тоже нравится ее описывать. Толкин открыл для меня фэнтези, у Алексея Пехова глубокие и проработанные миры с историей, в которой интересно «копаться». А Ольгу Громыко я люблю за сочетание юмора и серьезных тем.
— Вы работаете фронтенд-разработчиком. Как получилось, что писательство — не основная ваша профессия? Что стало решающим толчком, приведшим вас к написанию книг? И помогает ли ИТ-опыт в создании текстов?
— Истории я придумываю и рассказываю сколько себя помню, а записываю примерно класса с пятого, поэтому можно сказать, что ничего меня к написанию особо-то и не толкало — это всегда было частью моей жизни. Программирование же — это школа логики, причинно-следственных связей и понимания контекста. Помогает ли это? Наверное, да, особенно при построении сюжета. Еще разработка открыла для меня блок-схемы, а это вообще универсальный инструмент — можно и цели ставить через них, и события с вероятностями прописывать, и рефлексировать.
— А увлечение скрипкой откуда взялось и как оно воплощается в сегодняшней жизни?
— Слышали об аниме «Сейлор Мун»? Там есть героиня — Мичиру Кайо, Сейлор Нептун, она играет на скрипке. В восьмом классе, когда меня перевели в новую школу, я решила, что хочу быть как она и тоже играть на скрипке. Родители впечатлились и не очень одобрили, но все-таки пошли мне на встречу. Сейчас я занимаюсь с преподавателем два раза в неделю, играю дома и иногда встречаюсь со знакомой, чтобы поиграть дуэтом.
— Знаю, что вы пишете рассказы. О чем они?
— Рассказы и повести даются мне легче, чем романы. Я «вижу» картинку, от которой потом буду строить все повествование, и пишу. У меня есть рассказы и про вампиров, и про оборотней, и про ведьму в русреале; есть повести по миру «Айвз и Мэллоун» — про дом с привидением и про мальчика, потерявшего сестру; есть даже фантастика пополам с киберпанком — в темах и сеттингах я себя никак не ограничиваю.
— Был ли у вас писательский кризис и как вы с ним справились?
— В моем случае писательский кризис заключался в том, что я мало писала и много страдала, что не пишу, поэтому я «просто» начала больше писать. «Просто» заключалось в том, что я перестроила свою жизнь. Если под писательским кризисом понимается «неписун», то я сажусь и пишу. Или редактирую. Или пересматриваю свои заметки. В общем, делаю то, что поможет мне настроиться на историю, вновь в нее погрузиться.
Процесс работы над любой историей у меня какой-то такой: ловлю идею, сажусь писать, параллельно подбираю матчасть, если она нужна. Иногда прорабатываю какие-то моменты сюжета в виде плана, составляю анкеты персонажей, рисую схемки помещений, записываю важное для лора (лор — информация о мире, в котором происходит действие).
— Что вы читаете: для дела и для души? Расскажите о последних прочитанных книгах.
— Все, что я читаю для дела, можно смело записать и в для души. Две последние прочитанные книги — это «Хтонь в пальто» и «Географ глобус пропил». Они очень разные. «Хтони» милые, а «Географ» безысходный. Первое — городское фэнтези, а второе — суровый реализм девяностых. Я читаю разную литературу.
— Какой совет вы могли бы дать тем, кто пишет?
— Пишите, не опускайте руки и верьте в себя — тогда в вас обязательно поверит кто-то еще.
Не забудьте прочесть фэнтези «Айвз и Мэллоун», если еще не:)