В целом женщины всегда доступны для секса и готовы обманывать законных супругов — такая точка зрения была предметом озабоченности в Средние века. Какие меры предпринимали в вопросах неверности и как относились к браку в ту эпоху? Ответы — в захватывающем исследовании «Как выжить женщине в Средневековье», которое написала историк-медиевист Элеанор Янега.
В книге Элеанор обращается к истокам современных воззрений на женщин: стандарты красоты и поведения, материнство и интимная жизнь, быт и труд. Читая, вы испытаете возмущение, восхищение и даже шок. Выбрали несколько интересных фактов.
Как выжить женщине в Средневековье
Штраф за неверность
Страх за сексуальную невоздержанность женщин был достаточно силен и временами приводил к принятию соответствующих законов. Так, начиная с 1288 года в Болонье появились законы против прелюбодеяния. На мужчин накладывался штраф в зависимости от их положения в обществе и достатка — от 30 до 50 фунтов. Зато «повинная в прелюбодействе жена приговаривалась к штрафу в сотню фунтов».
Женская неверность тревожила общество куда больше, чем неверность мужчин. Помимо того что в расчет не принимались никакие жизненные обстоятельства женщины, так еще и штраф назначался вдвое больший, чем состоятельному мужчине. К тому же штраф взимался напрямую из ее приданого, то есть из средств, которые она, выходя замуж, принесла в семью и которые обычно предназначались ей для свободного распоряжения.
Измена. Миниатюра из «Романа о Розе»
Поскольку женщины считались более сексуально озабоченными, чем мужчины, им требовалось более суровое наказание, способное удержать их на стезе добродетели. Тем более что неверная жена могла зачать ребенка от другого мужчины, ее неверность представляла экзистенциальную угрозу самой сути брака. Наказания вроде высокого штрафа считались необходимыми, чтобы подчеркнуть серьезность последствий, к которым могла привести женская распущенность, и не только потому, что женщины от природы похотливы, но и потому, что среди действовавших в те времена институтов брак не должен был поощрять секс.
Женщин из знатных и богатых сословий — а на данную категорию как раз и были рассчитаны денежные штрафы за неверность — особенно подозревали в интересе к внебрачному сексу. Девушек из низших классов обычно не подвергали такому наказанию, поскольку у них если и было приданое, то очень скромное.
Запрет на моду и косметику
Считалось, что сексуальные хищницы где угодно отыщут себе любовников, только бы удовлетворить неуемный жар своего любострастия. В средневековых умах это легко связывалось с вниманием женщин к своей наружности.
Интерес девушек к роскошным нарядам и украшениям объясняли их предполагаемой похотливостью. Стоило нарядиться или красиво причесать волосы, женщину тут же начинали подозревать в желании разжечь вожделение, притом не у супруга, а в посторонних мужчинах. Один отвергнутый муж в поэме «Роман о Розе» жалуется на неоспоримую истину, что «кто в жены женщину возьмет, тот глупость всю свою поймет»:
Мне Ваши бусы не по нраву,
Вы носите их не по праву!
Наряд сей может быть надет,
Когда со мной Вы тет-а-тет.
Зачем на танцы в нем ходить —
Бесстыдников с ума сводить?
Так что неудивительно, что встревоженные отцы старались позаботиться о том, чтобы дочери не следовали последней моде и не лелеяли связанные с ней сластолюбивые замыслы. Они без устали заклинали их не красить лица. И если отцы желали выставить свою дочь выгодной партией для брака, им надлежало в первую очередь показать чистоту ее помыслов и отсутствие интереса к сексу за пределами супружеской опочивальни.
Вавилонская блудница, изображенная в виде женщины с зеркалом, которое символизирует тщеславие. Миниатюра из «Апокалипсиса», ок. 1255–1260 гг.
Если мужчин так сильно тревожило, что вверенные их попечениям женщины непростительно много заботятся о своей внешности и тем обнажают свой интерес к неприемлемым любовным похождениям, ничто не мешало им обратиться к испытанному средству: проповедники рекомендовали прихожанам держать своих жен, сестер и дочерей в неприглядности, дабы они не решались покинуть дом и завести интрижку. Так, английский проповедник Одо Черитонский (ум. ок. 1247) давал следующую рекомендацию по содержанию привлекательных жен и дочерей: «Всем отцам семейств надлежит связывать их волоса в узел и подпаливать. А одевать их надлежит в рубища, нежели в драгоценные наряды. Ибо тогда они не осмелятся и носа из дому высунуть». Вдобавок иной раз обойдитесь с ними погрубее, и тогда отобьете у ваших родственниц всякое желание искать секса, которого они так отчаянно хотят.
Брачные сделки
Для средневековых европейцев брак был семейным институтом и церковным таинством. И поскольку женитьба существовала в основном для того, чтобы производить на свет потомство, для некоторых семей брак стал средством для заключения разного рода сделок.
Выгоды от скрепления двух семейств посредством брачных уз в наибольшей степени иллюстрируются династическими браками, которые заключали для укрепления политических союзов и рождения законных наследников — им предстояло продолжить династические линии. Королевские дома и родовитая знать, чьи богатства и власть надлежало сберегать и умножать для передачи следующим поколениям, ценили роль женщины в первую очередь как матери, а сам брак — как способ узаконить рожденных детей в качестве наследников.
Такие браки представляли собой сделки, скрепленные церковным таинством. Для скрепления брачного соглашения и для того, чтобы доказать, что в будущем возможно появление наследников, требовалась консумация брака посредством секса между супругами. Правда, перспектива такого обязательного секса не всегда вызывала приятное предвкушение у кого-либо из супругов. Сложно радоваться, если родители решили, кто станет вашим единственным сексуальным партнером.
Не стоит думать, что будущих женихов и невест вообще лишали слова в выборе второй половины. Напротив, им обычно предоставлялось право отказа — рыцарь де Ла Тур Ландри утверждал, что женихи отвергают девиц, если у тех косят глаза.
И все же браки, особенно среди знатных особ, были нужны не для того, чтобы соединять любящие сердца. По мнению людей Средневековья, романтическая любовь у богатых людей могла существовать исключительно за пределами брака. В такой любви семейные интересы никакой роли не играли, и возлюбленных выбирали только по сердечной склонности. В самом деле, именно истории внебрачной любви составляли основу одного из самых популярных и долговечных жанров средневековой литературы — куртуазного романа, который повествовал о любовных похождениях в кругах придворной знати.
По материалам книги «Как выжить женщине в Средневековье»