Как наше отношение к будущему влияет на наши решения в настоящем? Для того чтобы выяснить это, один из ведущих ученых-бихевиористов Хэл Хершфилд придумал виртуальное зеркало, где участники эксперимента встречались со своими постаревшими, поседевшими и морщинистыми версиями. Если бы мы могли встретиться и поговорить со своими будущими «я», не почувствовали бы мы более сильную эмоциональную связь с ними? И не побудила бы это нас сегодняшних делать то, что улучшало бы нашу жизнь в будущем, например откладывать деньги, питаться здоровой пищей, принимать взвешенные решения, заниматься саморазвитием?
Возможно, вам покажется, что это звучит не слишком правдоподобно, но есть веские основания считать, что это действительно может сработать. Публикуем отрывок из книги «Не мешай своему будущему».
Мощь единицы
Когда охотники застрелили в Зимбабве знаменитого льва по имени Сесил, сообщение о его убийстве всколыхнуло и возмутило международную общественность. А вот статистические данные о множестве не менее жестоких преступлений не слишком трогают наши сердца. Сегодня на Земле более миллиарда детей живут в нищете, но истории о массовой бедности редко попадают в СМИ и не слишком эффективно заставляют людей делать пожертвования.
И нам, конечно, не придется долго искать примеры, чтобы убедиться, что благотворительные организации регулярно используют эту нашу особенность. Почему одна жертва вызывает у нас больше сочувствия, чем многочисленные? Для этого полезно вспомнить, что происходит, когда смотришь по телевизору матч профессиональных соревнований. Камера скользит по трибунам — лица болельщиков размыты, цвета сливаются в одно пятно. Отдельные люди смешиваются в одну большую пеструю толпу. Но вот оператор решает выхватить из нее одного болельщика, и вы видите выражение его лица, как он выглядит, во что одет; вы даже можете представить, какую жизнь он ведет и чем занимается.
Помоги себе сам
Точно так же, когда высвечивается потенциальный получатель помощи, благотворителю легче отождествить себя с ним; почувствовать то, что чувствует он; понять и принять его точку зрения, увидеть мир его глазами. Когда люди смотрят на идентифицируемого получателя благотворительности, у них активируются зоны мозга, связанные с позитивными эмоциями. И эта активность, в свою очередь, во многом предсказывает дальнейшее поведение благотворителя.
Так вот, в той комнате виртуальной реальности Хэл Хершфилд воспроизвел именно такой психологический настрой. Показывая людям их будущие «я» — делая эти далекие «я» более узнаваемыми и идентифицируемыми, — он сократил расстояние между людьми, какие они есть сейчас, и людьми, которыми они станут впоследствии.
Конечно, наше будущее «я» и некий неизвестный получатель нашей благотворительной помощи — это отнюдь не одно и то же. С людьми, которыми мы когда-то станем, у нас куда больше общего, чем с обездоленными незнакомцами — участниками благотворительных кампаний. И все же точки соприкосновения между ними найти можно: благополучие как получателей помощи, так и наших будущих «я» в итоге очень сильно зависит от решений, которые мы принимаем сегодня.
Из книги «Не мешай своему будущему».