Нежные штрихи и мягкие оттенки. Легкость и глубина. Это все о пастели. В руках разных художников она приобретает индивидуальные нотки, которые наполняют картину жизнью.
Художник-график Елена Таткина знает, как научиться чувствовать этот художественный материал и применять его так, чтобы работы казались невесомыми и волшебными.
В ее книге «Как приручить пастель» — 17 пошаговых уроков, которые помогут найти подход к написанию дымчатых картин. Делимся советами и мастер-классом из книги. Попробуйте.
5 способов смешения цветов
Как приручить пастель: полный курс от Елены Таткиной
Пастель сильно отличается от привычных материалов, поэтому привычные способы смешения цветов здесь не работают. Пигмент мелков содержится в сухом, прессованном виде, и технология взаимодействия цветов несколько другая. Не получится, как в случае с гуашью или акварелью, взять желтый и синий цвета и, смешав их, получить красивый зеленый оттенок.
Для тех, кто только знакомится с материалом и делает первые шаги, Елена вывела четкие правила, соблюдая которые вы получите гарантированный результат и сможете избежать типичных ошибок.
Правило № 1. Все смешения должны производиться постепенно, через один тон
Оцените тон вашего мелка относительно цветового круга и двигайтесь к высветлению через соседний тон. Смешение светлого и темного мелка гарантированно дадут грязь!
Темный и светлый оттенки не должны граничить друг с другом.
Если вы хотите сделать переход от темного к светлому, всегда, даже на коротком участке, делайте это через промежуточные, насыщенные цвета, постепенно подбираясь к светлому оттенку.
Правило № 2. Два разных цвета смешивайте в рамках одной светлоты
Большое значение имеет нахождение цвета в цветовом круге. Опять используем его: например, зеленый и синий достаточно близки по тону, поэтому и их сочетание будет смотреться красиво и естественно.
Для перехода из зеленого в красный необходимо найти в таблице красный той же тональности, как и у зеленого. В противном случае придется брать либо более темный зеленый, либо более светлый красный.
Смешивать их можно и через наслоение, и посредством штриховки. Здесь прекрасно будут работать дополнительные оттенки, они гасят друг друга и дают сложную живопись.
Правило № 3. Для получения сложного оттенка при работе с яркими цветами добавьте к нему серые или нейтральные цвета
Например, для зеленого цвета это может быть серо-зеленый, серо-голубой, серо-фиолетовый оттенки. Самое главное, чтобы в нем содержалось определенное количество серых пигментов.
Когда цвета близки по тону, нет ощущения выбеленности.
Если надо цвет высветлить, мы действуем таким же образом. Еще один способ погасить цвет — добавить к нему противоположный оттенок такого же тона.
Правило № 4. Готовый мелок всегда будет ярче и насыщеннее, чем замес на бумаге
Это правило касается больше живописцев, у которых есть опыт работы с масляными и акварельными красками. Согласно ему, самые красивые замесы получаются как раз из двух противоположных цветов в цветовом круге.
В пастели это правило работает далеко не всегда.
Сравните эти два перехода: верхний сделан через прямое смешение бирюзового с желтым, а нижний — с помощью мелка похожего оттенка. Нижний однозначно выглядит более «живым» и свежим.
Именно поэтому, если хотите получить дополнительный цвет путем смешения, лучше взять готовый замес, потому что вторичный цвет, полученный из смешения мелком, всегда будет тусклее.
Правило № 5. Начинайте работу от среднего тона
То есть для первого слоя выбирайте цвета, максимально подходящие по тону к бумаге, далее постепенно утемняя или высветляя нужные участки.
Сильно облегчает первый этап работы подготовительная разбивка по тону углем. Тогда это правило выполняется идеально: тон бумаги уже решен, мы просто берем цвет схожего тона.
Если у вас возникла необходимость поставить рядом цвета разного тона, но нет возможности сделать растяжку от светлого к темному (и наоборот), нанесите их аккуратно рядом друг с другом, не смешивая, соблюдая четкую границу.
Дополнительно, с очень сильным нажимом, как карандашом, можно пройти мелком одного цвета по противоположному, чтобы его перебить.
А теперь приступим к вашему первому заданию.
Практика
Возьмите лист бумаги нейтрального цвета (серый, бежевый).
Выберите три цвета из разных секторов цветового круга. И с каждым из цветов сделайте растяжки длиной 5–7 сантиметров:
- переходы одного цвета с изменением светлоты — 2–3 варианта;
- переходы в соседние цветовые тона, но той же светлоты — 2–3 варианта;
- переход в комплементарный цвет (противоположный на круге) с сохранением светлоты — 2–3 варианта;
- переход в нейтральный цвет — 2–3 варианта.
Растяжки должны быть широкими, чтобы вы видели промежуточный оттенок — результат замеса.
Такое упражнение стоит делать регулярно с разными цветами с целью лучшего изучения своего рабочего набора.
Историю появления пастельной техники рассказываем здесь. А тут делимся онлайн-курсами и книгами, с которыми можно научиться рисовать — акварелью, пастелью, гуашью, карандашами и маркерами. Выбирайте, что нравится.
По материалам книги «Как приручить пастель: полный курс от Елены Таткиной».
Обложка и иллюстрации из книги.