Когда знакомишься с мифотворчеством разных народов, поражаешься разнообразию и яркости сюжетов. Но в то же время замечаешь, как много общего во взглядах на мир самых разных этносов, культур и эпох. Полистали нашу чудесную новинку «Главное в истории мифологии» и принесли 5 любопытных историй.
Мифы о возникновении гор
Главное в истории мифологии
Горы представлялись людям обителями богов и могущественных существ. Такую роль отводили древние греки горе Олимп. На вершине мифической горы Меру обитали небожители ведических сказаний, а сама она считалась центром Вселенной, осью Мира.
В японской мифологии особое место отводилось горе Фудзи, с вершины которой начинался путь к источнику бессмертия. У христиан и иудеев священными считались горы Арарат и Синай, где Бог дал Моисею десять заповедей. Иранцы почитают гору Хара, жители Тибета — Кайлас, а австралийские аборигены — гору Улуру.
И происхождение гор тоже было божественным. Чаще всего в мифах их возникновение связывалось с сотворением мира или битвами богов со злыми силами, как в мифе о колоссальном змее Вритре, которого разрубил на части Индра. В скандинавских мифах рассказывается, что горы появились из костей великана Имира, убитого богами-асами.
В одном из мифов австралийских аборигенов повествуется, что в древнее «время сновидений» боги создали реки, растения, зверей и людей, а сами превратились в скалы, ставшие местами силы. А в самом почитаемом скальном образовании — горе Улуру — находятся источник «священной энергии» и пещеры, ведущие в потусторонний мир. Улуру возникла сама собой, поднявшись из-под земли, чтобы поглотить души людей, погибших в схватке двух племен. Ведь Улуру — это не совсем гора, а мифическое существо, прячущее голову в песке.
Есть много мифов и легенд, в которых возникновение гор связывается с гибелью богов или великанов. Так, в Кавказских горах распространена легенда об отце и сыне — богатырях-великанах Эльбрусе и Бештау. Эльбрус влюбился в жену своего сына красавицу Машук и похитил ее. Разгневанный сын вызвал отца на бой и разрубил ему голову ударом меча. Но и Эльбрус не пощадил сына. Они оба погибли и превратились в горы. За ними последовала и красавица Машук, не выдержав горя. Так появились на Кавказе горы: Эльбрус с рассеченной вершиной, Бештау и Машук.
Мифы о хтонических существах
Хтонические существа — фантастические и часто чудовищные обитатели подземного мира. Само их название происходит от греческого слова «почва» и имени древнегреческой богини земли-почвы Хтонии. Эти существа олицетворяют дикую стихию земли как тяжелой инертной массы, способной, однако, иногда содрогаться и вызывать разрушения. Чаще всего хтонические твари имеют чудовищный змееподобный образ или выглядят как гигантские полулюди-полузмеи, многоголовые и многорукие.
Яркий пример хтонических существ — наги из индуистской мифологии и их повелитель, гигантский многоголовый змей Шеша. К хтоническим существам славянской мифологии можно отнести Змея Горыныча, известного своей страстью к разрушению, и Кощея Бессмертного — обитателя мрачных пещер, связанного с царством мертвых.
В скандинавских мифах также есть хтонические существа, связанные и с подземным миром, и с миром мертвых. В первую очередь это змей Нидхёгг — хранитель нижнего уровня Вселенной. Он известен тем, что подгрызает один из корней священного Мирового древа Иггдрасиля. А другой змей — сын бога Локи Ёрмунганд — плавает в Мировом океане и опоясывает всю землю.
В адыгейских мифах тоже есть хтонический персонаж Емыжень — чудовище с телом дракона и головой великана. Он необычайно силен, вечно голоден и мечтает проглотить Солнце. А в славянских мифах обитает огромный Индрик — зверь, который живет под землей и копает ходы своим рогом. Он над всеми зверями зверь.
Но наиболее разнообразна хтоническая «фауна» в древнегреческих мифах. Царство мертвых бога Аида и его самая мрачная часть — Тартар — довольно густо населены всякими чудовищами. Там обитают сторукие и пятидесятиголовые сыновья бога Урана — великаны-гекатонхейры. В подземелья Тартара их заточил сам Уран, испугавшись необузданной мощи и ярости сыновей. Гекатонхейров сторожит Кампе — змееподобное чудовище с головой женщины.
Геракл и Цербер. Генрих Альдегревер, 1550 г.
Там же, в мире мертвых, обитает стоглавый получеловек-полузмей Тифон. Даже сам Зевс с трудом смог его победить, придавив огромной скалой. Не менее ужасна и жена Тифона — Ехидна: чудовище с лицом прекрасной женщины и телом змеи. А врата в царство Аида сторожит сын Тифона и Ехидны, трехглавый пес Цербер.
Календарные мифы
Календарные мифы объясняют причины смены времен года. Это очень древняя и важная группа этиологических мифов, поскольку жизнь людей зависела от погодных условий и смены сезонов. Причем речь идет не только о народах-земледельцах, где эта связь очевидна. Охота и рыболовство тоже носят сезонный характер. Миграции птиц, нерест рыбы, появление приплода у животных, смена шкурок пушных зверей зависят от сезона.
Основным календарным мифом был миф об умирающем и воскресающем боге, который олицетворяет умирающую осенью и возрождающуюся весной природу. Чаще всего он гибнет в схватке со злыми силами. В Древнем Египте погибает Осирис в битве с Сетом, который разрубает тело бога на четырнадцать частей. Собрать их и тем самым сделать возможным воскресение Осириса смогла его сестра и жена Исида.
В Древней Греции такими возрождающимися богами были растерзанный вепрем Адонис и дочь богини плодородия Деметры Персефона, спасенная из мира мертвых, куда ее заманил Аид. Умирающими и воскресающими были финикийский бог плодородия Таммуз, хеттский бог Телепину.
В славянской мифологии есть миф о боге Яриле, олицетворяющем оплодотворяющую, живительную энергию Солнца. Ранней весной он спускается на землю еще совсем юным и идет по полям босым. В одной руке у него пучок ржаных колосьев (символ жизни), в другой — череп (символ смерти). За ним ступает белый конь с золотой гривой. Постепенно Ярило становится взрослее, превращается в юношу, потом в зрелого мужа, а затем, отдав свою жизненную силу земле, начинает стареть. Ко дню летнего солнцестояния он приходит совсем дряхлым, и люди его хоронят. Обряд похорон Ярилы, кстати, сохранялся в деревнях еще в XIX веке. Но умирает Ярило не окончательно, как не умирает брошенное в землю зерно. После зимнего солнцестояния он возрождается маленьким Колядой.
Мифы о загробном мире
Смерть всегда вызывала у людей и страх, и наполненный сверхъестественной жутью интерес. Что там, за гранью жизни? Может ли мертвец вернуться и принести вред живым? Куда исчезает душа человека? Все эти вопросы требовали ответа и породили множество мифов и сказаний о загробном, потустороннем мире — месте посмертного существования человека или его души.
В сказаниях первобытных народов загробный мир чаще всего находился на небе, а Млечный Путь был дорогой или рекой душ. В архаичных мифах мир мертвых ничем не отличался от мира живых. Так, у нивхов, одного из народов Приамурья, загробный мир назывался Млыво, и существование в нем напоминало жизнь земного поселка. Там есть свои Луна и Солнце, а люди охотятся, ловят рыбу и даже женятся.
Сказания о рае и аде как местах загробного существования праведников и грешников появились сравнительно поздно. Например, в Древнем Египте все умершие попадали в одно место — Дуат, мрачное царство Осириса, где их по решению суда Анубиса либо наказывали, либо поощряли. Представления о рае и аде не было даже в Античности. В мифах Древней Греции загробный мир, или царство Аида, — холодное, мрачное место, где уныло бродят тени умерших, быстро забывающие свое смертное существование.
А вот в мифологии скандинавских народов уже есть противопоставления двух загробных миров. Первый — Валгалла в мире богов, куда отправляются души воинов, погибших в бою. Там они могут целыми днями пировать, драться и любить прекрасных валькирий. Второй, загробный мир Хельхейм, — царство богини смерти Хель. Это мрачное темное пространство, где страдают от холода и голода души тех, кому не повезло умереть с оружием в руках.
Сцены буддийского ада. Япония, XIX в.
Но наиболее детально проработана концепция рая и ада в библейских сказаниях. И загробный мир в них — место посмертного воздаяния за праведные поступки и грехи.
Мифы о трикстерах
Трикстер (от англ. «обманщик») — популярный персонаж мифов, и его можно назвать культурным героем, хотя поведение его чаще всего совсем не героическое. Это шут и мошенник. Он воплощает и черты этноса — творца мифов. Ложь, хитрость, изворотливость, любовь к злым шуткам присущи людям не в меньшей (а то и в большей) степени, чем благородство и самопожертвование.
Например, Локи, превратившись в кобылицу, соблазнил и увел коня великана, который по договору с асами строил Асгард. Строитель, оставшись без тягловой силы, не управился в оговоренный срок, и боги с чистой совестью не отдали ему обещанную плату. Но тот же Локи украл золотые волосы невесты Тора, красавицы Сиф, и помог найти средство, чтобы убить бога света Бальдра.
Локи. Иллюстрация из книги «Скандинавские мифы»
Образ трикстера популярен и у представителей архаичных племен. Так, в мифах североамериканских индейцев много историй о хитрых и ловких животных или людях, наделенных сверхъестественными способностями, чаще всего сексуальной силой. К таким персонажам относится, например, Вакджункага, нарушивший все племенные нормы.
В архаичных мифах в роли трикстеров часто выступают самые умные и хитрые животные: у африканских племен — обезьяны, у индейцев — койот, лис или ворон, а в мифах эскимосов и инуитов — повелитель волков Амагук.
Но трикстером может быть и сверхъестественное существо, и даже бог. Так, в карело-финском эпосе таким хитрецом и злым шутником стал дух леса Хийси, в мифах Древней Греции — бог Гермес, покровитель торговцев и воров. А в кельтской мифологии в роли трикстера выступает сам Луг — один из верховных богов, повелитель сверхъестественного племени Туата Де Дананн.
По материалам книги «Главное в истории мифологии».
Иллюстрации — из книги.