Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
«Весь мир — череда историй, которые мы рассказываем другим и себе». Интервью с Екатериной Звонцовой
25 августа 2023 1 181 просмотр

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

«Написать текст может каждый, — уверена писательница, литературный редактор и эксперт курсов «Текст как инструмент» и «ЦЕХ» Екатерина Звонцова. — А вот чтобы превратить текст в историю, нужно постараться».

С чего начать? На что обращать внимание? Как редактировать свои тексты? И что делать с внутренним критиком? Ответы — в интервью с Екатериной.

Путь в редактуру и писательство

Расскажите о своем пути в редактуру и писательство? Каким он был? Где учились?

С редактурой все просто: в 7-8 классе я решила пройти тест на профориентацию. Тест показал, что мне подойдет профессия, сочетающая творчество, помощь людям и работу со знаковыми системами (буквы, цифры, коды и т.д.). На стыке этих сфер лежало не много профессий. Даже и не вспомню ни одной, кроме издательского дела и пары штучек в едва зарождающемся IT. Дальше был день открытых дверей в МГУ Печати им. Федорова, где мне очень понравилось, и к 10 классу я приняла решение пойти туда.

С писательством чуть сложнее: лет в 15-16 я поняла, что не все истории, которые мне хочется прочесть, уже написаны. А раз так, может, самой что-то попробовать написать? И начала. Но довольно много лет делала это в стол. Не потому что боялась негативного фидбэка, а просто потому, что не интересовалась фидбэком в принципе.

В интернет я выложила первые тексты, когда мне было 22 года. А издаваться меня подстегнула только годам к 25 моя резко выросшая читательская аудитория.

Как делали первые шаги в профессии? Что было самым сложным?

Первые шаги нам всем пришлось делать рано: с третьего курса работать — хотя называлось это «проходить практику» — становилось обязательно. Я успела поработать и в «Самокате», и в «Азбуке», и много где еще.

После института доросла до ведущего редактора и мечтала издавать побольше молодых русских авторов. Но на тот момент этого не делал почти никто — риски были огромные.

Наверное, конфликт этой мечты — сама я издаваться еще не хотела, но видела много талантливых авторов, с которыми мечтала поработать, а руководители меня почти никогда не поддерживали — и был самым сложным.

Тогда я еще не знала, что всего через 3-4 года Тата Анастасян издаст мою книгу (и еще целую серию), взорвет рынок и подтолкнет нишу молодых ру-авторов к развитию. В общем, иронично вышло: хотела двигать литературный процесс вперед как издатель, а двинула сначала как автор.

Про тексты

Написать текст может каждый?

Написать — каждый. Но чтобы сделать текст читабельным и тем более увлекательным — короче, превратить ТЕКСТ в ИСТОРИЮ — нужно постараться.

С одной стороны, мы все рассказываем истории постоянно — например, о том, как сходили сразиться с драконом вылечить зуб или нашли хорошую работу через тернии странных собеседований. Да и росли мы все на сказках и мифах. Поэтому примерно представляем, что такое нарратив (некая абстрактная штука, которая начинается с завязки, развивается, доходит до кульминационной точки и завершается развязкой).

С другой стороны, даже эта классическая, интуитивно понятная структура очень капризна. Как только мы расширяем ее до чего-то большего, чем кулстори за ланчем, она начинает подбрасывать бесконечные вопросы. Как убедить читателя, что история вообще должна была случиться? А сделать так, чтобы он ее не бросил? А самому-то автору как не перегореть, как довести до конца?

С чего начать?

Стоит смириться и начинать с себя. То есть с вопроса, какие истории увлекают НАС. Что мы любим? Бурю приключений, сменяющих друг друга, или одно длинное многовитковое приключение с финалом-бурей? А может, вообще приключения не внешние, а внутренние, то есть бесконечные попытки персонажа что-то пережить, понять, принять? А если внешнее и внутреннее совместить? Какие внешние события могут подтолкнуть персонажа разрешить внутренний кризис? А что если, наоборот, вогнать его в этот кризис, хотя прежде он кризисов не знал?

Любую историю движет конфликт, с собой, с другими или с миром. Это стоит понимать.

Как развивать писательский навык?

На мой взгляд, чтобы писать все лучше, нужно делать три вещи:

  • писать, и побольше (правило 10000 часов никто не отменял). Хорошо если разное: художественные тексты, зарисовки в соцсети, пересказы интересных снов, рецензии. Любой текст — когда вы к нему присмотритесь — покажет вам одни и те же элементы: завязку, развитие, кульминацию, развязку. При желании можно даже список покупок или поздравление с днем рождения так выстроить.
  • много читать — и осознанно. Не просто наслаждаясь или плюясь, но анализируя авторские решения: отмечая интересные приемы, выделяя то, что «я бы сделал тут иначе». Советую залезать и в «не ваши» жанры, в разные стили, в тексты разных эпох и стран.
  • искать интересную теорию: посещать курсы вроде нашего «Текст как инструмент» или «Цех». И читать тематическую литературу. Мне как редактору и автору много дали «Слово живое и мертвое», «Русский язык на грани нервного срыва», учебники Ирины Голуб и «Пиши, сокращай». В плане сюжетостроения незаменимы тексты Кэмпбелла и различные сценарные штуки вроде «Спасите котика».

Как понять, что текст получился хорошим?

Для начала раз и навсегда запомним, что ни один текст — даже сообщение «Вы унаследовали миллион евро и виллу в Ницце» — не будет безусловно хорош для всех. Мы все любим разное, у нас разные представления о хорошем и правильном. Но объективные критерии у хорошего текста, конечно, тоже есть. Он всегда как минимум:

  • Внятный. Имеет структуру. Классическую или местами перевернутую. Фродо получает кольцо — Фродо идет с кольцом, преодолевая внутренние и внешние конфликты — Фродо сталкивается с финальным испытанием и побеждает (или не побеждает) — Жизнь продолжается, Фродо возвращается (или нет). Если вы решили перевернуть все с ног на голову и начать с момента, когда Фродо уже идет домой, и отматывать события назад, вы тоже можете это сделать. Но ни в коем случае не потеряйте важные вехи, чем сложнее структура, тем больше внимания к деталям.
  • Катится по нарастающей, как снежный ком. Оставим в покое бедного Фродо и вернемся к стоматологам. Стоит понимать: вашу историю слушают ради того, чтобы посмотреть, как вы преодолевали экзистенциальный ужас, уже сидя в кресле и видя нависшего над вами доктора Зло. Оставить читателя без десерта кульминации будет очень, очень обидно.
  • Грамотный. Этот пункт стоило поставить первым, потому что читатель не оценит ни сюжет, ни напряжение, ни персонажей, если не сможет продраться через структуру, длину, ритм предложений. Если автор будет путать слова и конструкции. Если все будет пестреть повторами, заместительными и прочим мусором.
  • Ваш. Да. Это важно. Все мы уникальны, у каждого свой голос и эмоциональный фон, который в этом голосе отражается. Мы наблюдаем друг за другом и общаемся, читаем книги, смотрим сериалы, играем в игры. Из всего этого складывается наш уникальный способ рассказывать истории.

Филологическая анатомия и редактура

На курсе «Текст как инструмент» вы ведете лекцию «Филологическая анатомия: законы, по которым живет язык и текст». О чем она будет? Почему это важно знать?

В языке — русском, да и не только! — действуют 5 законов: традиции, аналогии, системности, экономии и антиномий. По ним языки развиваются: забирают у соседей, создают и выбрасывают слова; формируют и меняют грамматические конструкции; разрешают и запрещают носителям языка творить и вытворять неологизмы, профессионализмы, феминитивы, и даже мемы и идиомы.

Знать эти законы как минимум интересно: это словно рассматривать скелет животного, понимать, какие позвонки, мышцы и не только помогают ему двигаться.

Лекция Екатерины ждет вас на пятой неделе курса «Текст как инструмент».

У филологов эти законы, разумеется, имеют более узкую трактовку, чем использую я, говоря про писательские инструменты. У меня из этих законов получилась очень прикладная штука, которая помогает во множестве вещей, начиная от образования окказионализмов и локальных словечек в фэнтези-мирах, заканчивая комплексной правкой текста, такой, после которой он не рушится, как карточный домик.

Саморедактура или профессиональная редактура?

Здесь должен зазвучать голос Винни Пуха: «И то и другое, и можно без хлеба». На самом деле это индивидуально для разных авторов, зависит от их целей и потребностей.

Так или иначе, куда бы вы ни шли — в бесплатный самиздат, в платный, на конкурсы, в издательства — советую хотя бы раз вычитать текст самому, и максимально бережно. Это вопрос не только комфорта читателей, но и вашего спокойствия: когда вы отпустите причесанный текст в мир, у вас будет понимание, что на своем уровне, со своими навыками вы сделали для него максимум.

А дальше, вполне возможно, к вам подключится специалист, например, редактор издательства. И да, будьте готовы: он обязательно найдет ошибки, которые вы пропустили, хотя бы парочку.

Принципы, которых стоит придерживаться, садясь за правку текста

  • Сначала допишите. Потому что смотреть нужно на цельную картинку.
  • Дайте тексту вылежаться, и чем он больше, тем дольше должна быть отлёжка. С рассказом достаточно переспать, роман лучше отложить на пару недель-месяц.
  • Если у вас есть доверенные читатели, можно перед правкой собрать обратную связь, но готовьтесь, что она может быть противоречивой.
  • Не пытайтесь отловить всех блох сразу. Лучше сначала поработать со смысловой стороной (сюжет, структура, логика), дописав, удалив, переписав и переставив фрагменты, а уже потом начинать возиться со стилистикой.
  • Будьте готовы к тому, что какие-то фрагменты текста будут у вас редактироваться на «ура», а где-то вы можете подзастрять!
  • Консультируйтесь. С интернетом, со знакомыми, которым доверяете, с учебной литературой.
  • Не забывайте отдыхать. Редактура это большой труд.

Про внутреннего критика

4 совета, как бороться с внутренним критиком

  1. Не боритесь. Примите его. В книге «Причеши меня. Твой текст» я даже предлагаю упражнение на визуализацию: попробуйте представить, как этот критик выглядит. Птичка, клюющая вас в печень? Судья в розовом паричке? Большой злой боксер? Когда что-то обретает очертания, мы уже боимся этого чуть меньше.
  2. Помните, что критик здорового человека существует, чтобы двигать его вперед, подталкивать к развитию и анализу, не давать «зазвездиться». С таким критиком мы находимся в конструктивном диалоге. Рано или поздно он всегда признаёт, пусть даже неохотно: «Да, ты умничка, но теперь пошли дальше». А вот критик «курильщика» унижает, обесценивает достижения и демотивирует; если же толкает вперед, то мощными такими пинками, оставляющими на попе синяки. И удовлетворить его невозможно. Никогда. И при таком сценарии вам, возможно, нужна помощь.
  3. Ищите опоры внутри себя, а не во внешнем мире. Любое творчество должно быть, прежде всего, про самоценность. Внешние «поглаживания» — лестные отзывы, хорошие продажи, премии, восхищение фандома — могут только поддерживать огонек, который вы разожгли в себе сами. Высечь искру за вас они не смогут и — если у вас здоровое отношение к себе и своему труду — также не смогут ее погасить. Искра останется, даже если поддерживающие ее факторы ослабнут или вовсе исчезнут. В общем, ваше творчество прежде всего должно быть дорого вам. Тогда никакой критик, ни внешний, ни внутренний, не получит над вами полной власти.
  4. Всегда старайтесь изо всех сил. Да, они ограничены. Да, есть вещи, которые мы просто НЕ МОЖЕМ сделать лучше, чем сделали, потому что до них нам придется еще подрасти, накопить знания и силы. Вот эта грань — между признанием предела своих возможностей и готовностью работать до него — очень важна. Именно понимая ее, мы останавливаем долгую редактуру. Понимая ее, перестаем себя кусать. Понимая ее, разрешаем себе отдых и решаемся пойти дальше. Наш внутренний критик не должен воспринимать нас как бездонную бочку. Мы не бездонны. И чем скорее мы это поймем, тем проще нам будет во всех смыслах.

Курс «Текст как инструмент» вот-вот начнется. Уже 1 сентября отправляемся в путешествие: будем исследовать мир и себя через нарративные практики. Создадим 50 текстовых скетчей и даже карту своей жизни. И всё это — в компании удивительных людей. Присоединяйтесь.

Похожие статьи