Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Марина Москвина: «Всеми средствами пытаюсь донести ощущение бесконечной ценности жизни и ее хрупкости»
17 августа 2023 1 754 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Автор книг для взрослых и детей, переведенных на многие языки мира, Марина Москвина проведет урок на курсе «Текст как инструмент». Поговорили с известной писательницей о жизни, умении видеть и книгах.

— Марина, вы писатель, радиоведущая, создатель документальных фильмов и мультфильмов… А как вы сами определяете себя? Кто такая Марина Москвина?

— «Как коротка жизнь!» — сказал поэт Рафаэль Альберти, когда ему было почти 100 лет. Петь, играть на гитаре, писать картины, влюбляться очертя голову, растить детей, сажать деревья, а потом любоваться ими, прислушиваясь к шелесту крон. Мир так богат, что сотрясается от обилия сокровищ. А каждая моя книга, передача, мультфильм — это очередная глава поразительного мифа, которым является моя жизнь. Тут есть что-то мнимо автобиографическое, пронизанное всякими выдумками и напрочь преодолевающее реальность.

Я напоминаю себе крокодила из моей сказки «Что случилось с крокодилом», по которой режиссер Александр Горленко поставил мультфильм. Там у всех крокодилов вылупились из яиц крокодильчики, а у одного — птенец. Но он не съел птенца, как ему советовали товарищи, а вырастил из него человека, и вдвоем они высоко взлетели в небо и улетели из этого болота.

— Расскажите о своих значимых для вас проектах?

— Это не «проекты», а просто «художества». Был у меня на улице праздник, когда в Музее декоративно-прикладного искусства мы устроили выставку моих свитеров с летящими птицами, плывущими рыбами, ангельскими крыльями на спине и огромными ладонями, обнимающими человека со всех сторон, — всю жизнь я вязала свитера, шапки, варежки поразившим меня людям, настолько причудливые, что не каждый наденет и пойдет. Как мне говорил сынок в детстве, решительно отказываясь от жилета с детально вывязанными кораблями, попавшими в бурю: «Пускай твои музейные вещи носят твои „музейные“ друзья». А тут им было самое место!

И — очень сложное свершение — документальные фильмы о таких важных обстоятельствах бытия, как болезнь, старость и уход из этой жизни, причем с колоритнейшими героями, артистичными, жизнелюбивыми, сильными духом. Всеми средствами я пытаюсь донести ощущение бесконечной ценности жизни и ее хрупкости.

— В МИФе у вас вышло две книги «Учись слушать» и «Учись видеть». На курсе «Текст как инструмент» тема вашего урока — о том, как научиться смотреть на мир пристальнее, чем мы привыкли. Почему это так важно? И как это связано с писательством?

— Обычно мы ужасно невнимательны. Знаете анекдот? Лошадь входит в бар и садится у стойки. «В чем дело? Почему такая вытянутая физиономия?» — спрашивает бармен.

А писателю в первую очередь надо учиться не писать, а видеть — это сказал Сент-Экзюпери.

Способность ясно видеть и глубоко проникать в увиденное — магическое свойство, к таким ясно видящим людям я всегда испытывала благоговейное чувство, пробовала поглядеть вокруг их глазами. Ничто не действует настолько освежающе, как прогулка с Мастером: так сам Коваль ходил в поселке Переделкино за Корнеем Чуковским, впитывал мелодику речи поморского писателя Бориса Шергина, поклонялся поэту Арсению Тарковскому. Так я ходила за Ковалем по Питеру, настраивая свою оптику. Не зря говорили, что у Юры Коваля не глаза, а окуляры с увеличительными стеклами. А уж когда воспринимаешь универсум не то что во всем великолепии, а хотя бы чуть пристальней, чем обычно, твой взгляд начинает изменять мир в лучшую сторону. Даже если торжествует зло, это все равно — так и не надо отчаиваться.

— В книге «Учись видеть» вы показали много неординарных ребят, своих учеников. Это исключение из общего правила? Ведь всё чаще звучит приговор: молодёжь не читает, лишена духовности, деградирует. Почему вы решили стать наставником, вести творческую мастерскую в Институте современного искусства?

— Мой мастер-класс — это просто эстафетная палочка, у меня были фантастические учителя. Как правило, я имею дело с молодыми людьми, которые решились отправиться со мной на восхождение. Кто-то доберется до вершин, другие удовольствуются краткой чудесной прогулкой. Это по судьбе.

Хотя моя мама всегда убеждала меня: что может один человек, сможет и другой. «А я бы смог вязать свитера?» — спросил у меня главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин. Мама бы непоколебимо ответила: «Да!» Есть очень талантливые ребята. Я желаю им марафонского дыхания. Мне всегда жалко, когда человек расправляет крылья, а потом складывает и делает вид, что у него их никогда и не было. Но сколько же на свете людей, говорил Экзюпери, которым никто не помог пробудиться…

— Как прокачивать этот навык?

— Для начала я прошу: напишите о чем-то простом: о том, что вас поразило в детстве, о каком-то миге, когда вы жили полной жизнью, например, сидели на теплом камне и смотрели на реку. Расскажите о своей бабушке…

У меня есть любимый пианист Владимир Горовиц. Когда он вел своих учеников за пределы привычного мира, не говорил ни об истине, ни о любви, а только о семи нотах: «Ми-до, ми-до, фа ми ре…» Но, если человек поймет, о чем мы с Горовицем толкуем, он обречен создать что-то выдающееся. Может, это будет единственная вещь, очень короткая. Но то, что он хотя бы раз испытает творческий экстаз, это я гарантирую.

— Помогает ли умение видеть в других сферах? А в обычной жизни?

— В любой ситуации у нас есть возможности расширить свое сознание или сузить его. Сузить — легко и быстро. Для этого не надо ни воображения, ни чувства юмора, ни ответственности, ни творческого отношения к жизни, ни благодарности Существованию.

В обратном случае — придется открыть свое сердце, сопереживать всем и каждому, обрести философский подход к событиям и людям, окружить себя книжками мудрецов и просто хорошими книжками, быть внимательным к самому себе и вообще ко всему на свете. Это большой душевный труд.

Но если бы каждый научился простому искусству — любить жизнь, наслаждаться ею, чувствовать благодарность, — мы могли бы очутиться в прекрасном и праздничном мире.

— Сейчас многие люди пишут: есть блоги, выходят книги блогеров, есть сервисы самиздата, где фактически любой человек может выпустить в свет книгу. Как вы к этому относитесь?

— Исчерпывающий ответ на этот вопрос дал Чехов. Хорошо бы, советовал он, иметь кроме писательской какую-нибудь другую профессию и некоторый жизненный опыт. И подбадривал: нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. А посему — не робей…

Клади перед собой бумагу, бери в руки перо и строчи о чем хочешь: о черносливе, погоде, Великом океане, часовой стрелке, прошлогоднем снеге… Читатели найдутся. Стать же писателем, которого печатают и читают, очень трудно. Для этого будь безусловно грамотен и имей талант величиною хотя бы с чечевичное зерно…

— А вы какой совет бы дали тем, кто хочет взяться «за перо» — писать любые тексты: коммерческие, прозу, автофикшн, блог? Как не бояться? На что обратить внимание?

— Для начала нужно попробовать написать хоть что-то. Один абзац, одно предложение. Не факт, что они войдут в текст, но наверняка помогут преодолеть страх белого безмолвия бумаги или экрана. Это очень волнительный момент. Как человек, который ступил на канат и должен смотреть вперед, а не вниз, так нашему брату лучше иметь в виду не человечество, а какого-нибудь близкого человека.

Но даже делая публикации в сетях, я и сама всегда волнуюсь, оттачиваю текст, тщательно выбираю картинки и фотографии. Для меня это полноценная писательская и журналистская работа. Заглядывайте, буду рада новым подписчикам! https://vk.com/moskvina54

— Расскажите о книгах, которые повлияли на вас.

— В разное время нас поддерживают разные книги. Мама работала на радио в детской редакции. Так что мне приплывали книги с автографами знаменитейших детских писателей: Виктора Драгунского, Юрия Сотника, Юрия Яковлева, Льва Кассиля, Якова Акима, Геннадия Снегирева…

Меня научили читать в три года, чтобы не приставала, и я погрузилась в этот чарующий мир. Со временем мною были проглочены «Зависть» и «Ни дня без строчки» Юрия Олеши, таинственные рассказы Андрея Платонова, Фолкнера, Брэдбери, Юрия Казакова, «Моби Дик» Мелвилла, «Голубая книга» Зощенко, романы Юрия Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей», а Бабель — «Одесские рассказы»! А незабываемое блаженство от «Приключений мистера Пикквика» Диккенса… Остановите меня, а то я буду перечислять и перечислять без конца.

— Что вы читаете сейчас?

— Целую гору книг о древних фресках Пскова, о реставрации, об искусстве резьбы по дереву… Когда-то в юности бывала я в этом городе, где обитал мой друг реставратор и резчик по дереву. Он жил в Мирожском монастыре на берегу реки Великой. Много воды утекло с тех пор, и вот прошедшей осенью в утренних сумерках я вышла из поезда и перед тем, как отправиться в Пушкинские горы на кинофестиваль, взяла машину и приехала к Мирожскому монастырю. Все было как раньше, только там, где он жил, теперь действующий храм святого Стефана. А Спасо-Преображенский храм открыл свои потрясающие фрески XII века.

Я пишу повесть о своей первой любви, но какое сложное странствие мне предстоит совершить, чтобы спустя столько лет вернуться к той же точке теми же путями, хотя понятно, до чего это сомнительное предприятие, как странствие Орфея, когда он пустился за Эвридикой.

— В каком проекте вам бы еще хотелось поучаствовать: какую книгу написать, какой фильм снять, в какую экспедицию поехать?

— Все, все хочу — и книгу написать, и ездить выступать (со своей новой книгой «Золотой воскресник» на днях лечу в Екатеринбург на книжный фестиваль, в сентябре лечу в Благовещенск…). А главное — хочу видеть «планету людей», как писал Экзюпери, живой, разумной, мирной и счастливой.

Марина Москвина — эксперт курса «Текст как инструмент». По промокоду blog — скидка на обучение 30%.

Курс "Текст как инструмент"

Курс “Текст как инструмент”

Похожие статьи