Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Как сделать книжный клуб, в который хочется возвращаться
10 августа 2023 2 956 просмотров

Анна Жамьянова
Анна Жамьянова

Привет. Меня зовут Аня, я копирайтер. В МИФе много читаю и пишу о наших новинках в статьях и рассылках. Но моя крепкая связь с книгами сложилась задолго до работы в издательстве. Почти пять лет я организовывала и проводила книжные клубы в Москве. И в этой статье поделюсь советами, как сделать обсуждения на встречах такими, чтобы хотелось возвращаться снова и снова. Они помогут тем, кто организует клуб для коллег, но легко адаптируются для бесед с друзьями и даже родителями.

Дать ответ «зачем»

Зачем вы приглашаете людей в книжный клуб? Есть две частые причины. Первая — это ваша обязанность на работе. Возможно, вам поручили провести встречи по конкретным книгам или сделать регулярные обсуждения по бизнес-литературе для развития сотрудников. Вторая причина — ваша личная инициатива.

В обоих случаях интересно приходить в клуб, когда есть конкретная цель или польза. А если не понимаешь, зачем присоединяться ко встречам, нет и желания в них участвовать.

Обсудить книги — широкая задача. О чем конкретно говорить: о главной теме, авторской методике, сюжете и героях? Лучше сразу сузить цель: если захотите, то затронете больше тем на встречах. Когда будете готовить приглашение в клуб, напишите, чем он может быть полезен людям.

Примеры целей для клуба:

  • Учиться полезным навыкам из книг, чтобы не сходить с ума на работе
  • Найти собеседников для обсуждения любимой прозы
  • Получать рекомендации, что почитать
  • Поговорить на высокие темы: любовь, верность, честь, семья
  • Налаживать общение с коллегами вне рабочего контекста

Лайфхак для друзей: организуйте книжный завтрак. Забронируйте столик в кафе, выберите заранее, что будете читать. Подготовьте каждый по истории, связанной с книгой, или по три мысли, которые вы из нее вынесли. И устройте себе двухчасовой обмен впечатлениями без привычных тем о делах и заботах.

Выбрать ведущего

Без него возникают эти неловкие паузы, когда кто-то закончил говорить, а подхватить некому. А еще если беседой не управлять, она может стать неинтересной. Ведущий заполняет минуты молчания, предлагает новую тему, когда предыдущая себя исчерпала. Если у него хорошее чувство юмора, вы точно уйдете со встречи с улыбкой. Но шутки необязательны — достаточно поддерживать комфортную среду.

Если планируете встречу на большое количество участников, например, от 50 человек, то попробуйте пригласить профессионального модератора. Для уютных обсуждений в кругу знакомых предложите кому-то из книжного клуба стать ведущим. Или сами возьмите на себя эту роль и сможете прокачать навык публичных выступлений.

Подготовить тему

Тема — это опора встречи. Без нее разговор рискует перейти в споры или быстро закончиться, оставив ощущение потраченного времени.

Предложите идею для обсуждения и подготовьте материал по одной или нескольким книгам. Это могут быть полноценные тезисы, список вопросов к участникам, презентация с ключевыми мыслями или цитатами. Все, что ваша фантазия подскажет. Главное — создать опорные точки для поддержания беседы.

Вот примеры тем по художественной литературе:

  • Х летних романов (каждый участник может рассказать про свою любимую книгу)
  • Классика: сравниваем школьные впечатления и прочтение во взрослом возрасте (например, по книге «Анна Каренина»)
  • «Алиса в стране чудес»: обсуждаем цитаты из сказки и любимые экранизации.

По саморазвитию:

Обычно темы и материал готовит ведущий или организатор клуба. Можно вдвоем. Иногда я предлагала участникам сделать что-то заранее. Например, по работе Проппа «Морфология волшебной сказки» каждый писал свою сказку, а на встрече мы их зачитывали. Было интересно узнавать, на каких историях все выросли. Один человек писал в славянской эстетике, другой — про эльфов и гномов (толкинисты, привет!), а кто-то придумал историю на основе японских мифов. Такие встречи получаются живыми и творческими.

Назначить регулярное время

Выберите конкретные день и время и закрепите их как регулярные. Например, проводите книжный клуб раз в две недели по четвергам с 17:00 по 18:30. Можно прошить в календаре и сделать авторассылку с напоминанием. Когда день закреплен, всем участникам легче спланировать свой график.

Если позволяют время и ресурсы, то составьте программу из книг на пару месяцев вперед и закрепите в чате клуба (или вышлите письмом). Когда заранее знаешь список, проще выделить время на чтение. Здорово, если у вас есть доступ к корпоративной библиотеке. Тогда можно сделать полку для клуба, и у каждого будет возможность скачать нужную книгу.

С семьей и друзьями сделать встречи регулярными сложнее, поэтому можно устраивать тематические обсуждения в праздники. Например, на новогодних каникулах поговорить о «Щелкунчике» за семейным обедом. Предложите прочитать сказку в полной версии, подготовить любимые отрывки и поделиться, чем именно эта часть зацепила. А с друзьями похожую идею можно воплотить на Хэллоуин — устроить вечеринку в стиле «Мистер Вечный канун» с блюдами из поваренной книги и костюмами любимых героев из романа.

Этикет интеллектуальной беседы

В работе «Как читать книги» Мортимер Адлер дает три принципа для ведения интеллектуальной беседы с автором. Но их можно адаптировать и для обсуждения в книжном клубе.

Предложите участникам такие идеи:

  1. Убедиться, что правильно поняли смысл того, что говорит собеседник. Не стесняйтесь уточнять: «Что ты имеешь в виду?» Это помогает избежать бессмысленных дебатов. Но если они все-таки возникли, поможет второе правило.
  2. Не спорить исключительно ради спора. Каждый читает книгу через фильтр своего опыта и видения, поэтому мнения часто не совпадают. Клуб помогает не только хорошо провести время за беседой, но и научиться слушать других и точно выражать свои мысли. Только представьте, до встречи у вас была одна интерпретация истории, а после обсуждения — уже несколько разных идей и взглядов на тот же текст.
  3. Аргументировать свое несогласие, то есть не просто заявлять о нем, но и объяснять его суть. Только таким образом получается конструктивный диалог.

Эти советы могут стать крепкой опорой, которая поддержит интерес к клубу и поможет подготовить живые встречи, полные впечатлений. Но рекомендации не призваны вас в чем-то ограничивать. Если ваш клуб работает и без них — поделитесь в комментариях своими лайфхаками. Они могут помочь другим.

До встречи 🧡

Похожие статьи