Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Как я составляла диаграмму жизни. Схема и инсайты
4 августа 2023 2 635 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Серия практикумов «Диаграмма жизни» не похожа на другие курсы. Ирина Гиберманн — психотерапевт и автор книги «Живу как хочу» — на каждом вебинаре разбирает чью-то диаграмму, и на основе чужого опыта слушатели составляют свою карту жизненных событий. На первом потоке говорили про деньги, детей и самореализацию. Скоро стартует второй — углубимся в тему отношений.

Расскажу, как я составляла свою диаграмму. Пожалуй, главное озарение ждало меня не на альбомных листах, а в том, как я работала с этим инструментом.

Что такое диаграмма жизни

Диаграмма жизни — инструмент самоисследования. С его помощью можно обнаружить жизненные дилеммы и шаблоны, понять, почему жизнь складывается именно так, как складывается.

О диаграмме я узнала из книги Ирины «Живу как хочу». Это не авторский инструмент, Ирина овладела им в клинике, где она проработала более десяти лет. Вот как она сама рассказывает о диаграмме: «Каждый терапевт вносил свои корректировки, интегрировал свои идеи и задавал свои траектории движения мысли, но его выполняли все пациенты, проходившие лечение. И в этом сила концепта: на одно и то же задание в каждом конкретном случае абсолютно индивидуальная интерпретация».

Ирина составляет диаграмму жизни с каждым пациентом. Описание работы над диаграммой и зацепило меня. Еще цитата Ирины: «Мы смотрим, откуда берут корни те модели поведения, которые повторяются, как по шаблону, каждые пять — семь лет, в каждых отношениях, в расставаниях и начинаниях. И это очень отрезвляет — видеть, что нет магии. Что человек сам реинсценирует свою жизнь. Просто важно понять, какой из этапов реинсценируется и зачем. То, что мы забыли в детстве, придет сейчас, в кризис среднего возраста, и накроет волной воспоминаний, но вспоминать вы станете не факты, а те чувства, которые, казалось бы, забыли. А тут новый контекст. И психика все равно умудряется восстановить старые эмоции. Психика всегда на два шага впереди. Всегда».

Как составлять диаграмму жизни

Я решила начать составлять диаграмму после первого вебинара (запись доступна бесплатно здесь). Ирина в общих чертах рассказала, как это делать.

Выписываем события

Сначала нужно выписать все события, которые помнишь. Интересно, что можно расспросить родственников, друзей, чтобы диаграмма была наиболее полной. Само это уже довольно интересно. Забегая вперед скажу, что мама мне рассказала много забавных моментов из моего раннего детства и того, что происходило до того, как я родилась (потому что в диаграмме есть период «до рождения»).

На что обратить внимание? Каждый решает сам, что для него важно, а что нет. На вебинаре Ирина дала подсказки — пять групп тем, которые стоит отразить на схеме.

Рисуем шаблон

Когда список готов (скорее, когда кажется, что он готов, потому что по ходу заполнения диаграммы то и дело могут всплывать еще события), можно рисовать шаблон. Ирина предложила рисовать на обоях — это удобно, потому что в этом случае диаграмма может быть любой длины. Но можно рисовать диаграмму и в цифровом варианте. На курсе некоторые работали в Miro — диаграммы выглядели симпатично, и показалось, что это и правда хороший вариант.

У вас будет две оси: вертикальная со шкалой эмоций от −100 до +100 и горизонтальная, которая будет проходить по нулевой отметке и на которую вы будете «нанизывать» события.

Ниже — пример шаблона из книги. На курсе Ирина добавила еще период «жизнь семьи до моего рождения».

Распределяем события по фазам жизни

Теперь из списка нужно выписать события в хронологическом порядке. Ниже — скрин слайда из презентации, которая была на вебинаре.

Свои события нужно распределить на нулевой линии. И уже после нарисовать график эмоций. Как эти события вы воспринимаете эмоционально по шкале от −100 до +100? Напомню, что инструкция, как составлять диаграмму, есть на бесплатном вебинаре. Посмотрите, если остались вопросы.

Анализ диаграммы

Самый сложный этап. Собственно, именно для этого я и пошла на первый поток. Собираюсь пойти и на второй, чтобы разобрать тему отношений.

Хотя анализ диаграммы — индивидуальный процесс, разбор чужих историй проливает свет на многие события из своей жизни. Но сначала расскажу об общих рекомендациях Ирины.

На что обратить внимание? Сначала стоит посмотреть на свою диаграмму как бы со стороны. Что бросается в глаза? Возможно, где-то есть жирная линия, где-то — пустоты. На одних этапах эмоции ушли в минус, на других эмоциональная линия похожа на американские горки. Есть ли похожие периоды? В чем их сходство?

В книге «Живу как хочу» есть 27 вопросов от Ирины, которые помогут самостоятельно проанализировать диаграмму. Эти вопросы мне показались самыми интересными:

  • Какие базовые решения в карьере/работе вы принимали? Где трусили? Где брали на себя слишком много?
  • Какие потери на вас отразились? Как вы проживали горе?
  • Ваши самые важные успехи. Как вы их праздновали? Как вас награждали? Смогли ли вы присвоить собственные победы?
  • Ваши провалы. Простили ли вы их себе? Испытываете ли до сих пор чувство вины? Стыда? Мести?

Безусловно, анализировать собственную диаграмму непросто. Но есть способы сделать эту работу эффективнее. Например, можно разобрать диаграмму с психотерапевтом, если он у вас есть. Или прослушать вебинары с разбором чужих диаграмм — это здорово помогает (расскажу об этом ниже). Интересный вариант нашли слушатели первого потока: в открытом Телеграм-чате они договорились посмотреть диаграмму друг друга и дать обратную связь.

Как я делала свою диаграмму

Я долго думала, как же приступить к диаграмме, ведь многое непонятно. Не помню точную цитату, передам лишь смысл сказанного Ириной: только вы решаете, как будет выглядеть ваша диаграмма, слишком много правил не дадут вам проявиться, делайте диаграмму так, как считаете правильным для себя.

Я решила не писать общий список событий. Начала сразу с подготовки шаблонов. Под рукой обоев не было, поэтому взяла листы А4 и на каждом обозначила временные рамки.

Всего получилось 7 листов — от периода «до моего рождения» до периода «от 31 до 36 лет». Я решила вписывать события сразу в диаграмму в хронологическом порядке, но вспоминать оказалось непросто: мысли перескакивали с одного события на другое. Поэтому я воспользовалась методом спусковых крючков из книги «Джедайские техники». Сначала составила список жизненных сфер: семья, друзья, учеба — все, что касается моей жизни. А потом начала вспоминать. Смотрю на спусковой крючок и спрашиваю себя, какие важные события связаны с этим словом? То, что вспоминаю, вписываю на соответствующий листок.

Я записала мало событий — только по-настоящему важные (как мне кажется). Плюс те, что до сих пор волнуют, задевают, хотя они и незначительные, на первый взгляд. Например, на листе «6-12 лет» есть запись — «Лыжи». Однажды в начальной школе я пришла в школу с лыжами, но в этот день физкультура была в зале из-за низкой температуры. Помню, когда переодевала сменку, одноклассница сказала: мол, сегодня лыж не будет, ты зачем их принесла? И я ушла домой. Мне показалось, что я сделала что-то очень неправильное, хотя на следующий день узнала о 2-3 одноклассниках, которые тоже принесли лыжи. Это одно из самых ярких воспоминаний о школе (и неприятных), я его включила в диаграмму.

Мне показалось, что само заполнение диаграммы очень терапевтично. Вспоминаешь вот такие моменты, как выше, и понимаешь, как ограничивает тебя вот это «а вдруг я сделаю что-то не так». «Боюсь опозориться» — точка для работы с психотерапевтом. Интересно было проследить, были ли еще какие-то подобные моменты в жизни (были!). Такой объемный взгляд на цепочку похожих событий помогает осознать, понять проблему — не уверена, что этого хватит, чтобы сломать шаблон поведения, возможно, нужно просто время.

Когда Ирина разбирала чужие диаграммы, я то и дело обращалась к своей карте и проводила параллели. Расскажу о нескольких личных озарениях.

  • Отношения к отцу — это отношение к деньгам.
  • У меня тоже есть «свое пианино» (история про музыкальную школу откликнулась для многих, меня туда не отдали, хотя я очень хотела).
  • Сильные положительные эмоции могут ассоциироваться с опасностью, поэтому их избегают.
  • Мой внутренний ребенок — это образ меня в детстве (для себя сегодняшнего).
  • Я не могу делать что-то только для себя, я все делаю ради кого-то.

На каждом вебинаре я смотрела на свою диаграмму по-новому. Удивительно, когда в чужих историях находишь общее. Скоро будет серия вебинаров, посвященных отношениям — жду инсайтов и трансформирующих размышлений.

P.S. Спасибо всем участникам, которые не побоялись представить диаграмму на общий разбор. Восхищаюсь вашей смелостью!

Фото на обложке поста — реализую план «сделай что-то для себя».

Похожие статьи