Участие отца в жизни детей до сих пор часто рассматривается как «помощь по дому», как нечто исключительное, заслуживающее похвалы и умиления. Журналист и отец двух дочерей Тобиас Морштедт не согласен с такой точкой зрения. По его мнению, для мужчины участвовать в воспитании детей, уделять им время и внимание должно быть так же естественно, как и для женщины. В книге «Плохие хорошие отцы» Морштедт рассказывает, как пройти этот путь, какие усилия должны предпринять сами отцы и почему от этого выиграют все: и женщины, и мужчины, и, конечно, дети.
Материнский гейткипинг
Феномен материнского гейткипинга стал важной частью исследований на тему семьи в 1990-е годы. Речь идет прежде всего о сознательных и бессознательных поступках и словах, с помощью которых мамы контролируют или даже исключают участие отцов в домашнем хозяйстве и общении с детьми. Мы давно к этому привыкли, так что у каждого найдется история на эту тему. Например, о том, как женщина, забирая ребенка у мужа, говорит ему: «Давай, я сама». Или извиняется за наряд, выбранный папой, словами: «Конечно, клетка не сочетается с полоской, но, видимо, ему так не кажется».
В недавнем опросе более половины респонденток заявили, что предпочли бы выполнить задачу самостоятельно, а не координировать свои действия с действиями партнера. Немецкий психолог Василиос Фтенакис в своем долгосрочном исследовании также доказывает, что примерно каждая пятая женщина при помощи гейткипинга ограничивает возможность отца участвовать в заботах по дому и уходе за детьми.
Вероятно, это обусловливает определенные последствия: отцы, которые чаще сталкивались с критикой или защитными реакциями в первые месяцы после рождения ребенка, спустя полгода гораздо меньше заботились о малыше. В ходе эксперимента группа ученых наблюдала за 182 парами, в которых оба партнера работали. Спустя три месяца, а затем спустя еще три месяца после рождения малыша пары оценивали поведение отца: понимает ли он, что требуется ребенку? Может ли удовлетворить его желания? Достаточно ли он играет с малышом? Поддерживает ли близость и теплые отношения?
Принимал ли мужчина участие в заботе о ребенке с первых дней его жизни, не имело значения: оказалось, важно лишь то, насколько часто женщина занимала оборонительную позицию.
Высокие стандарты
Гейткипинг, вероятно, представляет собой не столько защитную реакцию на невнимательность или даже халатность отца (как бы то ни было, доказать это невозможно), а скорее служит проявлением чрезвычайно высоких стандартов, которые мамы задают самим себе. И делают они это вовсе не ради удовольствия. Причина заключается в том, что идеологический образ хорошей матери в XXI веке по-прежнему оказывает на женщин огромное влияние, считает исследовательница в области образования Маргрит Штамм. «Если отец с утра приведет в садик нерасчесанную дочку, это сочтут не его промахом, а упущением мамы. И когда ребенок плохо себя ведет, всему виной, конечно же, материнское воспитание. Поэтому женщинам приходится доказывать, что они хорошие мамы, даже когда ходят на работу»
Уровень ожиданий
Язык тела, вздохи, пренебрежительный взгляд на не тот или лишний продукт в пакете из магазина — это все признаки того, что вы не оправдали надежд. Как показывают многочисленные исследования, уровень ожиданий действительно влияет на продуктивность. Так, в 1960-е годы гарвардский психолог Роберт Розенталь провел в одной из калифорнийских школ свой знаменитый эксперимент. Он рассказал коллективу, что тестирование выявило среди учеников нескольких особенно способных. Именно эти ребята в следующем учебном году показали самые высокие результаты. И только после этого Розенталь сообщил учителям, что предполагаемых «гениев» выбрали наугад.
«Именно вера педагогов в потенциал своих учеников, а вовсе не врожденное преимущество, привела их к успеху», — пишет научная журналистка Кэтрин Эллисон в большой статье об истории этого культурного феномена, так называемого эффекта Пигмалиона. Он получил свое имя в честь греческой легенды, в которой скульптор оживляет свое творение благодаря огромному желанию и любви.
Можно ли использовать этот прием по отношению к мамам и папам? Если ученый из Гарварда (самого Гарварда!) скажет женщине, что ее муж — воплощение отцовской компетентности, уменьшится ли ее склонность к гейткипингу? Будет ли она больше ему доверять? Станут ли они слаженной командой? Эксперимент бы точно получился интересным.
«Нормы распределения домашних обязанностей меняются так медленно, потому что укрепляются за счет цикличности процессов, — говорит психолог Дорси Локман. — Если наш основной тезис заключается в том, что мужчины менее способны, значит, с этой задачей [взять на себя больше ответственности] они также не справляются».
Маргрит Штамм пишет: «Если мужчины постоянно подвергаются критике или не оправдывают ожиданий, они делают меньше или дольше задерживаются в офисе». Такой способ «самоинфантилизации» нетрудно заметить в мужских сообществах, например в раздевалке футбольной команды. Двадцать парней похлопывают друг друга и хвалятся тем, как пинают мяч через все поле (или посмеиваются над тем, какими стали старыми и медлительными). Может, еще по пиву? «Надо сначала у моей начальницы спросить». Или: «Хотелось бы, да дома начнется скандал». Как будто подросток говорит о своих строгих родителях.
Нам пора повзрослеть. И в первую очередь это означает, что пора перестать просто искать дешевые отмазки и обвинять других (например, партнера с его реальными или надуманными недостатками) в своих собственных промахах.
Из книги «Плохие хорошие отцы».