«Детский мир». В этих двух словах — ожидание сказки, заветные мечты девчонок и мальчишек и счастливое детство. Как компании, созданной в далеком 1947-м, это удалось?
Эта книга познакомит читателя с подлинной историей «Детского мира». Расскажет, какая стратегия помогла магазину стать самым популярным в СССР и остаться на плаву в новое время. А еще удивит неизвестными фактами об игрушках нашего детства.
На полях своими теплыми воспоминаниями делятся известные люди: поэты, писатели, политики, общественные деятели, врачи. Книга — в красивом подарочном оформлении с уникальными архивными фото.
Крестный отец
«На его четырех этажах, где разместилось более ста секций и салонов, можно купить все, что нужно человеку со дня рождения до окончания школы и получения аттестата. Для матерей с грудными детьми предусмотрен отдельный вход, откуда они сразу попадают в отдел „Для самых маленьких“. Школьникам надо подниматься на четвертый этаж, но это легко сделать — в магазине есть эскалаторы, такие же, как в метро», — так писал об открытии нового «Детского мира» журнал «Огонек». Но кто придумал такое чудо?
Крестным отцом ЦДМ был министр торговли СССР Анастас Микоян. Он любил большие нарядные магазины. Однажды в командировке увидел нью-йоркский Macy’s: девять великолепных этажей, выстроенных в стиле манхэттенского ар-деко, технические новинки вроде эскалаторов и электрических машинок для чистки обуви… Партработник был впечатлен и решил, что такие же магазины нужны советским людям.
В универмаге «Детский мир», 1950-е годы.
Сначала он открыл ГУМ, а затем сообщил, что городу нужен еще один ГУМ — для детей. Микоян ждал послевоенного беби-бума — и не ошибся.
Продавщицы. Люди, которых больше не делают
В день открытия «Детского мира» на смену вышла тысяча продавцов. Как была устроена их работа? Сначала они спускались на склад: надо было забрать контейнеры с товаром.
Контейнеры толкали, тащили по коридорам к лифтам, поднимали на свой этаж к секции. Затем товар просчитывали, сверяли с накладными, раскладывали по размерам, по ценам, развешивали. И только после этого начиналась работа с покупателем.
Известная фотография Дмитрия Бальтерманца: продавщицы «Детского мира», 1960 г.
Вот они — продавщицы великого детского острова счастья. И на ней видно главное: это вовсе не стайка молодых хорошеньких девиц, которые, порхая, присели на виду, на площади — себя показать и людей посмотреть. Перед нами девушки, работающие часами «на ногах», которые просто наконец смогли сесть.
Но были и привилегии: в 1960-х на крыше «Детского мира» открылся солярий для продавщиц, в магазине работала своя парикмахерская, а после смены можно было посмотреть новые кинофильмы.
Неваляшка из Японии
Игрушка, которую называют символом «Детского мира» — неваляшка. Именно та, составленная из двух шариков, с красным круглым пузиком, подобием чепчика и большими невинными голубыми глазами. Производства Тамбовского порохового завода.
Помните такую?
Разработчики писали, что она развивает зрение, слух и координацию движений. А все советские дети знали, что именно из этих неваляшек получались лучшие дымовухи в мире. Но, может быть, эти игрушки и были предназначены гореть?
Оказывается, неваляшки произошли от японской игрушки дарума. Она покупается как залог загаданного желания. Если оно в течение года не сбывается, игрушку сжигают в том же храме, где она была куплена. Вот еще один любопытный факт. Грузило в пузе — залог непреклонности дарумы — символ непоколебимости мечты.
Куклы Мариам Петросян
В книге много воспоминаний о детстве разных людей. От сооснователя компании «Яндекс» до врачей, поэтов и авторов книги. Вот что рассказывает писательница Мариам Петросян:
У девочек из дома напротив была очень старая кукла-младенец. С виду из таких, какими играли еще наши бабушки, если не прабабушки. Тело тряпичное, руки и голова металлические, раскрашенные в розовый цвет, глаза и ресницы нарисованные. Очень странная кукла. Рот у нее был чуть-чуть приоткрыт, и хозяйка куклы преданно ее подкармливала. Эта кукла была ценной и любимой и никогда не выносилась во двор.
Детский сад на прогулке.
Я этой кукле не завидовала и не хотела себе такую же. У меня были мои вырезки. Фигурки персонажей прочитанных книг размером примерно с палец. Я рисовала их, раскрашивала, вырезала и прятала в конверты. Конверты надписывались: «Три мушкетера», «Айвенго», «Диккенс», «Герои Эллады». И заклеивались, чтобы ничего больше не трогать.
Заклеенный конверт означал, что этот мир у меня есть. Только мой, личный, и я могу сделать с его персонажами что захочу.
Что еще?
Удивительную историю «Детского мира» бережно собрала и записала Лаборатория «Однажды», основанная Дмитрием Соколовым-Митричем. Компания, которая специализируется в области story management и помогает бизнесу преобразовать его достижения в книжный бестселлер.
Под обложкой еще много интересного:
- Воспоминания сотрудников «Детского мира»
- Настольный хоккей, Барби и суперхит «Волк ловит яйца»
- Бизнес-история развития актива руками менеджеров АФК «Система»
- «Очередь занимали с утра»: о спекулянтах
- Как жить и побеждать в мире, в который кризис пришел навсегда
- Продаем компанию дороже, чем ее готовы купить
…320 страниц, где история игрушек переплетается с удивительной историей компании и нашими собственными воспоминаниями.
Говорят, неважно, в каком мире ты живешь, — важно, какой мир живет в тебе. В каждом из нас до сих пор есть уголок детства. Читать эту книгу — словно вернуться в те теплые времена. И узнать подлинную историю игрушек, которые воспитали несколько поколений.
По материалам книги «Детский мир: перезагрузка»
Обложка поста и иллюстрации — из книги
P.S. Хотите узнавать о самых интересных книгах и получать скидки на новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.