Психология
Непрошенный совет. Как поддержать близких и не получить раздражение в ответ
25 мая 1 131 просмотр
Психология
Непрошенный совет. Как поддержать близких и не получить раздражение в ответ
25 мая 1 131 просмотр

Анна Жамьянова
Анна Жамьянова

Близкие делятся с нами проблемами, а мы стараемся выслушать и дать совет. Но бывает, что наши идеи оказываются не нужны, а человек может даже разозлиться в ответ. Почему так происходит?

Скорее всего к вам пришли за утешением, а не за советом. Человек знает, как решить проблему, но ему не хватает эмоциональной поддержки. Что сказать собеседнику и не столкнуться с раздражением в ответ? Попробуйте эту стратегию из 5 шагов, составленную по книге «Обнимательная психология».



Обнимательная психология

Шаг 1. Дайте человеку выговориться

Так собеседник выплеснет накопившиеся эмоции и почувствует облегчение. Уже этого бывает достаточно.

Если человеку трудно начать разговор, то попробуйте задать вопросы и оставить время на ответ. Например: «Хочешь поговорить о том, что произошло?». Если он не расположен к обсуждению, не настаивайте. Вместо этого предложите: «Все нормально. Если захочешь поговорить, я всегда тебя выслушаю». Так вы поддержите человека, оставляя ему право на «нет».

Человеку гораздо важнее чувствовать, что кто-то готов разделить с ним печаль.

Шаг 2. Будьте честными, когда не знаете, что сказать

Если не находите подходящих слов, честно признайтесь: «Я не слишком умею утешать, но, глядя, как ты грустишь, тоже расстраиваюсь». Самое главное — дать понять, что близкие могут обратиться к вам за помощью. Например: «Я не знаю, как тебя успокоить, но если тебе нужна помощь, я сделаю то, что в моих силах».

Выслушать и посочувствовать — два самых важных способа эффективного утешения. Когда наши друзья или родные испытывают боль, недостаточно разговаривать, хладнокровно анализировать плюсы и минусы ситуации и обсуждать план на будущее. Зато достаточно слушать и быть внимательным.

Искренность — самое ценное в отношениях, и порой дружеские объятия куда лучше десяти тысяч вопросов «а что произошло?».

Шаг 3. Слушайте внимательно и терпеливо

Вам помогут два приёма: кивать и сохранять зрительный контакт.

Кивок работает как обратная связь. Не прерывая собеседника, вы даете понять, что слушаете его. При этом старайтесь смотреть в глаза. Если часто отводить взгляд, человек может решить, что вы не воспринимаете его проблемы всерьез. Или что вам просто скучно. Зрительный контакт даст понять, что вы обеспокоены проблемой и человек для вас много значит.

Шаг 4. Воздерживайтесь от оценок

Это очень важно. Ваша задача — утешить человека, поэтому суждения и оценка проблемы здесь будут неуместны. То, что вы считаете ерундой, для другого — настоящая трагедия. Лучше скажите: «Это нормально, что ты чувствуешь себя не в своей тарелке. Не волнуйся, мы можем вместе поискать решение».

Слова «я всегда рядом» могут казаться вам фальшивыми, но это не так. Иногда собеседнику нужно не решение, а ваша готовность помочь. А если вы все же знаете хороший совет, сначала поинтересуйтесь у человека, хочет ли он его услышать.

Психологическая выносливость у всех разная, как и взгляд на проблему.

Шаг 5. Поддержите человека действиями

Они должны быть конкретными и подходить человеку, которого вы успокаиваете. Например, вы можете сказать: «В похожей ситуации я просто ходила по магазинам, и, знаешь, шопинг помог мне развеяться. Почему бы нам с тобой не пройтись по торговому центру?». Главное, чтобы вы делали что-то вместе. Не перекладывайте инициативу на собеседника.

Помните: человек доверяет вам больше, чем кому бы то ни было, раз решил поделиться именно с вами. Эти 5 шагов помогут бережно отнестись к каждому, кто решил вам открыться.

По материалам книги «Обнимательная психология»
Обложка статьи: Unsplash

Рубрика
Психология

Похожие статьи