Пиры в Вальхалле, легендарные Один, Тор и Локи, герои и валькирии, сокровища и драконы… Теперь их можно увидеть словно своими глазами. И понять природу их бессмертного обаяния. Ведь мы издали первоисточник скандинавской мифологии — древнеисландскую поэтическую рукопись XIII века «Старшая Эдда»! Именно благодаря стихам «Эдды» образы скандинавской мифологии вошли в мировую культуру и живут в ней до сих пор.
Этот перевод Андрея Корсуна был выпущен в 1973 году тиражом в 300 тысяч экземпляров. Наша книга в коллекционном оформлении дополнена иллюстрациями из старинных изданий «Эдды» и классическими комментариями советского филолога-скандинависта М. И. Стеблин-Каменского, которые делают древний текст еще более близким и понятным современному читателю.
«Эдда» загадочная
При всей внешней простоте, в мировой литературе трудно найти памятник более загадочный, чем «Старшая Эдда». Сотни ученых всего мира исследовали «Старшую Эдду» с самых разнообразных точек зрения.
Как всякое выдающееся произведение, «Эдда» открывается читателю своими разными сторонами в зависимости от того, с какой точки зрения оно рассматривается. И никогда не открывается сразу всё и до конца.
Один на престоле на иллюстрации Йохана Герца. 1888 г.
«Эдда» поэтическая прабабушка
Эта книга настолько древняя, что неясно, почему она получила название «Эдда». Есть три этимологии этого слова. Одни считают его производным от «Одди», местного топонима. Другие производят слово «Эдда» от óðr — слова, которое иногда имело значение «поэзия».
Третьи отождествляют название со словом «эдда», которое встречается в одной древнеисландской песне и, по-видимому, значит «прабабушка». В этом случае книга почему-то названа «прабабушкой».
«Эдда» циническая
Гномические строфы — это строфы с правилами житейской мудрости, пословицами и поговорками. Они самые древние в «Старшей Эдде». И культурно-историческое значение их огромно, поскольку в них нашли отражение повседневный быт и нравы.
В них говорится, например, о том, что надо платить обманом за обман, никому не доверять, обольщать женщин лестью и подарками и т.п. Исследователи спорят о том, в какой среде могла возникнуть такая циническая мораль. Но дело в том, что содержание этих строф — чисто практические правила. В них ничего не говорится о том, каким должен быть идеальный человек.
Тор. Людвиг Пич. 1860 г.
«Эдда» реальная
В мифологии «Старшей Эдды» прошлое и будущее могут сосуществовать, как сосуществуют страны света, а время — начинаться снова и снова. Боги здесь очеловечены и даже не бессмертны. А люди борются то друг с другом, то со злыми великанами. В этих песнях и пророческий пафос, и веселая шутка, и холодное наблюдение, и наивная сказка, и злая насмешка.
Общее для всех них только то, что их мир — это реальный мир, мир человеческой практики, мир, в котором нет, в сущности, ничего потустороннего. Поэтому он на века.
Подготовлено по материалам книги «Старшая Эдда».