Что мешает нам любить? Какие препятствия не дают развиться этому чувству?
Привязанность может стать одним из барьеров. Об этом рассуждает тибетский мастер медитации Цокньи Ринпоче в книге «Эмоциональная устойчивость» (написана в соавторстве с автором бестселлера «Эмоциональный интеллект» Дэниелом Гоулманом). Эта статья — возможность взглянуть на известное всем чувство с точки зрения буддизма.
Любовь = Метта
Любовь по-разному «читают» в разных культурах, например, на Западе и буддисты в Тибете, откуда Цокньи Ринпоче родом. «Любовь того рода, которой учили меня мои учителя, сильно отличалась от „нормальной“», — пишет он.
С детства Цокньи ощущал на себе заботливое участие и открытость своей семьи и учителей. Это он и считал любовью.
В тибетской традиции есть много разных вариаций слова «любовь», например, метта (санскр. Maitrī — майтри), которое обычно переводится как любящая доброта, благожелательность или добрая воля. Есть в традиции тибетцев и другие понятия, которые близки по значению словам забота, участие, сердечное расположение и ласка.
Фундамент выраженной любви
Цокньи Рипноче делит любовь по-особенному — на сущностную и выраженную. Последняя направлена наружу, к ней относятся родительская любовь, романтическая, дружеская, религиозная, любящая доброта и т. п. Фундаментом для этих чувств служит сущностная любовь — это исходный материал, из которого возникают наши проявления любви.
Сущностная любовь с рождения присутствует в нас и заключается в желании и готовности дарить и принимать любовь. Это базовое благополучие и внутренний лад, с которым мы рождаемся на свет. При этом ее нельзя назвать любовью к себе, ведь сущностная любовь ни на ком не фокусируется, даже на нас самих. В книге Цокньи Рипноче приводит сразу несколько практик, которые помогут распознать этот тип любви внутри себя и вырастить.
Выраженная любовь бывает здоровой, когда излучается из той самой сущностной любви. Воссоединение с последней — это важный способ улучшить не только внутреннее счастье, но также и качество наших отношений. Можно сказать, что сущностная любовь подобна заключенной в нас способности любить или теплоте в основе нашего существа, тогда как выраженная любовь — это ее реализация действием, это цвет и форма языков пламени, то, что вы фактически видите.
Привязанность = предвзятость
Здоровые формы выраженной любви придают жизни полнокровность и радость, а также поддерживают нас и помогают выживать в суровых жизненных испытаниях. Но есть множество эмоциональных препятствий, которые преграждают нам путь к любви и состраданию. В целом их можно свести всего к трем: привязанности, безразличию и антипатии. Особенно каверзное из препятствий — привязанность.
Любовь часто сопровождается привязанностью. Само слово может ввести в заблуждение, потому что современная психология трактует его как положительное качество. Надежная, или безопасная, привязанность имеет важное значение в детстве, да и в последующей жизни тоже, и буддисты с этим соглашаются. Однако в их традиции в понятие привязанности обычно вкладывают другой смысл — этим словом подчеркивают нездоровый тип привязанности в крайней степени, что есть паттерн ограничивающий и прилипчивый: «Я тебя люблю, потому что ты моя. Я тебя люблю, потому что ты даешь мне счастье».
Привязанность может подтолкнуть наши любовь и сострадание в сторону пристрастности, предпочтений и предвзятости. «Я люблю людей вот того типа, а не этого. Ей я сопереживаю, а ему — ни капельки». Такие чувства хоть и нормальны, но ограничивают нас. И вот привязанность превращается в «прекрасное чудовище» — еще одно важное понятие, которым оперирует Цокньи Рипноче в своей практике. Это устойчивые паттерны реакций, которые в той или иной степени искажены, это омрачающие мысли и эмоции. Они могут появляться под влиянием трудных взаимоотношений, конкретных обстоятельств, повторяющегося стресса.
Принять чудовищ
Снизить влияние на жизнь этих «прекрасных чудовищ», в том числе токсичного типа привязанности, можно. Медитативную технику работы с ними Цокньи Рипноче приводит в книге.
Шаг 0. Сбрасывание
Для начала примите расслабленную позу. Спина должна быть прямой, а все тело расслабленным. В течение нескольких минут сбрасывайте думающий ум и заземляйте сознавание* в теле. Можно проделать следующее упражнение: поднимайте руки и давайте им под действием силы тяжести падать вам на бедра с громким шлепком, а сами делайте сильный выдох. Три вещи случаются одновременно: думающий ум сбрасывается в тело, руки падают на бедра, а вы делаете глубокий выдох. Потом некоторое время сохраняйте состояние покоя в теле без каких-либо намерений.
Не стремитесь ни к какому особенному состоянию или ощущению. Просто соединитесь с тем, что есть, с опытом переживания своего тела в настоящем моменте. Всякий раз мягко отпускайте любые намерения. Так вы позволите чему-то, что естественно просится наружу, войти в поле вашей осознанности.
*В оригинале — термин awareness, который в данном контексте означает нечто вроде непрерывности субъективного переживания, континуальности опыта сознания. Иногда термин переводят как «осознанность», но во многих контекстах уместнее «осознавание», или, скорее, «сознавание»: «осознавание» — от гл. «осознавать», что подразумевает когнитивную, интеллектуальную рефлексию, тогда как «сознавание» может означать и просто сознательную регистрацию феномена/переживания как такового, без рефлексии и размышлений по этому поводу (именно последнее нередко и имеется в виду в созерцательных традициях, которым принадлежат авторы книги, и в психологии).
Шаг 1. Встреча
А теперь позвольте сознаванию плавно проникнуть в вашу чувственную сферу. Распахните сознавание для различных настроений, чувств и эмоций. Никаких задач перед собой не ставьте. Просто встречайтесь со всеми чувствами и эмоциями, неважно, какие они. Не ищите чего-либо конкретного, приятного или возвышенного, пребывайте со всем, что проявляется. Если вам неприятно, все-равно пребывайте с этим ощущением. Если ощущаете злость, напряжение или усталость, пребывайте с этими эмоциями, растворяйтесь в них. Если чувствуете себя отлично, умиротворенно и расслабленно, пребывайте с этими чувствами. То же самое, если вы ничего не можете почувствовать — просто пребывайте в умиротворении. Как только всплывает желание избавиться от чего-либо или, наоборот, зацепиться за что-либо, спокойно признайте это и сопребывайте с этим.
Шаг 2. Пребывание
Перестаньте отворачиваться. Перестаньте прятаться. Повернитесь и прикоснитесь к этому. Чувствуйте и слушайте. Как только вы начинаете практиковать такое отношение, вы позволяете выйти на свет вашим исходным, непосредственным чувствам. Ничего особенного делать не надо, просто пребывайте с ними.
Даже если прекрасное чудовище отвесит вам затрещину или пинок, ничего страшного. Примите это. Будьте готовы пострадать. Оттого они такие воинственные, наши прекрасные чудовища, что мы слишком долго подавляли их. Примените радикальный подход: целиком присутствуйте со своими чувствами и эмоциями, без всякого сопротивления. Вы почти сдаетесь на милость природной мудрости ваших эмоций, доверяете ей.
Шаг 3. Ожидание
Продолжайте практиковать пребывание; отведите на это некоторое время. Не спешите и не подгоняйте себя. Вы наводите мосты дружбы, а это требует времени. Раз можете пребывать, продолжайте в том же духе и ждите. Ожидание — это тоже проявление доброты, сострадания. Практикуйте терпение. В этой практике терпение означает: «Можешь оставаться сколько захочешь. Мне больше не важно, останешься ты или уйдешь. Мы с тобой теперь друзья».
Наступает особенное облегчение, когда действительно смотришь внутрь себя и просто чувствуешь свои чувства. Этим вы проявляете верность себе.
Шаг 4. Общение
Раз вы теперь можете просто пребывать со своими прекрасными чудовищами, они могут начать оттаивать, открываться. На самом деле они и сами хотят стать вам друзьями. Они хотят свободы. И в какой-то момент могут даже о чем-то спросить вас. Вот тогда вы можете по-настоящему говорить с ними. Мы мягко скажем им: «Это реально, но не истинно. Ваша боль реальна. А ваш рассказ не отражает истины». И они будут нас слушать.
Как только чувствуете, что бесследно исчезли ваши планы что-то починить, изгнать или рассеять, вы можете заметить сдвиг. Происходит нечто магическое и нежданное, когда мы бросаем попытки укротить прекрасных чудовищ, когда оставляем попытки прогнать их прочь. Необузданные эмоции, зацикленность, оцепенение не так страшны, как кажется. Тогда и происходит подлинное исцеление.
Из книги «Эмоциональная устойчивость»
Обложка поста: unsplash.com