Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Магия цвета: что символизируют три самых важных оттенка
2 апреля 2023 7 457 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Белый и похоронная магия. Красный и судьба. Черный и демонические существа. Делимся любопытными фактами из книги «Главное в истории цвета» — о символике белого, красного и черного.

Белый

Белый цвет прежде всего ассоциировался с чистотой и светом, поэтому его обычно использовали при общении с добрыми, благими духами. Белым пигментом раскрашивали лица шаманы, а позднее одежды белого цвета надевали жрецы, чтобы продемонстрировать свое искреннее служение добру.

Важную роль белый цвет играл в ритуалах жертвоприношения. Богам и духам обычно приносили в жертву именно белых животных, что должно было свидетельствовать об их чистоте.


Единорог, отдыхающий в саду (французский гобелен) ок 1495–1505 гг., шерсть, шелковые, серебряные и золоченные нити, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Белый нередко использовался и в похоронной магии. Причем не потому, что связан со смертью, а потому, что должен был очистить душу умершего. Кроме того, он ассоциировался с выбеленными временем костями. Черепа постепенно приобретают почти белый цвет, поэтому шаманы и жрецы, связанные с культом смерти, наносили на тело белую краску и надевали маски в виде белых черепов.

В Китае и ряде других стран Азии и Африки белый цвет и в наши дни символизирует траур. Именно в белые одежды облачали умерших древние славяне и многие европейские народы. В белой одежде людям являются призраки. В Брянской области «белым человеком» принято называть домового; а в Смоленской области его представляют как старика с белой бородой, в белом саване и с белым посохом. Поляки до сих пор называют смерть «Белая», а идиома «жениться на Белой» имеет значение «умереть». У некоторых племен Африки и Австралии после кончины кого-нибудь из близких принято раскрашивать тело белой краской в знак траура.

Таким образом, в народных поверьях и магических обрядах белый цвет связан не только с очищением, но и со смертью.

Красный

Красный цвет, несущий в себе силу огня и солнца, наделялся очищающей силой. Он был основным цветом в магии древних славян. Они любили украшать одежду преимущественно красной вышивкой. Вышитые нитью орнаменты (тотемные животные, знаки покровителя рода, атрибуты мужских и женских ремесел) играли роль оберега.

Красная нить символизировала судьбу, ее завязывали на запястье новорожденного, таким образом «привязывая» ребенка к этому миру и защищая от происков злых сил.

В восточной, «чистой» части славянского дома обустраивалось своеобразное место силы — красный угол. Полочку устилали рушником — белым полотенцем с красной вышивкой. На нем размещали изображения богов, а с приходом христианства — образа и лики святых, пасхальные яйца и куличи, лампадки и свечи.


Традиционная русская вышивка ок. 1830–1870 гг., лен, хлопок, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Славяне наделяли большой силой кустарники с красными ягодами. Гроздья и ветки рябины предохраняли от злого влияния мертвых. Именно поэтому существовал обычай высаживать эти деревца на кладбищах. В бытовой магии отваром из красной рябины снимали сглаз. Гроздья со спелыми яркими ягодами прикрепляли над окном для защиты любовных отношений. Калина почиталась у славян как символ бессмертия рода. Ее ягоды и цветы вышивали на мужских сорочках и женских нарядах, свадебных рушниках. Свежие или высушенные гроздья держали в доме для защиты от дурного глаза. Девушки привязывали на калиновое деревце красные ленты, мысленно повторяя имя суженого, и верили, что обряд заставит его поторопиться со свадьбой.

Существует много археологических свидетельств, что при захоронении тела древние люди посыпали его красной охрой. Они верили, что умерший должен возродиться к новой жизни, а для этого ему необходима жизненная сила, которую несет этот цвет.

Красный использовался и в военной магии, но не только как цвет крови, а больше как «возбуждающий агрессию». У большинства племен Америки, Африки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали лицо и тело красным пигментом. Китайские повстанцы в древности называли себя «красные воины», «красные брови» или «красные копья».

Черный

Черный цвет в древности связывали с праматерью-землей, обитателями преисподней и демоническими существами. В одном из мифов Древнего Китая говорится о «подземном царстве Юду», в котором жили птицы, змеи, барсы, тигры и лисицы. И все они были черного цвета. Была там и большая черная гора, на которой жили черные люди.

Этот цвет всегда соотносили с тьмой и тем злом, которое таится в ночи. К черной магии причисляли вызывание духов умерших, убийство, наведение порчи на расстоянии, внушение любовной страсти или ненависти.


Сцены колдовства Сальватор Роза, 1645–1649 гг., холст, масло, 76,2×9,6 см, Художественный музей Кливленда, Кливленд, США

Черный цвет, ассоциирующийся с мраком и землей, стал подлинным символом всего скрытого, тайного и неизвестного. Однако в некоторых культурах ему придавали значение чего-то сокровенного и страстно желаемого. Так, у арабов идиома «чернота глаз» указывает на возлюбленную, а «чернота сердца» — на любовь. Кроме того, соотнесение с темнотой обеспечивало использование этого цвета в магических ритуалах, связанных с потребностью скрыться, спрятаться, с тайными познаниями и предметами.

Черные маги и колдуны проводили обряды ночью или в темноте, например в подземелье. Для обрядов требовались черные одежды, черные животные и иногда даже кровь черного цвета. Один из важнейших средневековых колдовских обрядов получил название «черная месса».

По материалам книги «Главное в истории цвета»

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи