Сказки окружают нас с детства. Там чудеса становятся явью, герои спасают мир, а добро побеждает зло. Но знаем ли мы, что на самом деле скрывается за любимыми историями? Где находится тридевятое царство? Кто стоит за образами Кощея и Бабы-яги? Почему для оживления нужна мертвая вода?
И самое интересное — почему сказки похожи по всему земному шару? Как объяснить сходство сказки о царевне-лягушке в России, Германии, Франции, Индии, в Америке и в Новой Зеландии? При том, что исторически общение некоторых народов не доказано.
Мы издали по-настоящему легендарную книгу. В ней выдающийся отечественный филолог и фольклорист В. Я. Пропп приоткрывает завесу тайны и предлагает во всем разобраться. А иллюстрацию для обложки создала Кориандр — популярный художник-комиксист, создатель веб-комикса «Бес|смертный».
Самая первая сказка (щедрый спойлер!)
В сказке есть постоянные и переменные величины. Постоянные — это функции действующих лиц, всего в волшебных сказках 31 функция. У каждой есть условный знак. Хотите удивить друзей? Пришлите им скрин этой формулы — вряд ли они угадают, что здесь зашифровано.
А ведь это известная сказка «Гуси-лебеди»! На основные элементы можно разложить любые сказки и тем самым определить их отношение друг к другу. А узнав это, мы получим ту сказку, по отношению к которой все остальные являются «потомками».
О нас говорят наши поступки
Вот Баба-яга вступает с Иваном в драку, а затем бежит и этим указывает ему путь. То есть из врага становится помощником, пускай невольным. Или крадет мальчика и сажает его в печь, а потом мальчик похищает у нее волшебный платок. Снова Баба-яга из вредителя превращается в помощника — дарителя, и снова невольно.
Важно не то, что они хотят делать, не чувства, их наполняющие, а их поступки как таковые, оцененные и определенные с точки зрения значения для героя и для хода действия.
Почему у змея много голов
У змея в сказках есть только одна постоянная особенность — у него много голов. Чем объяснить эту многоголовость? Вопрос может быть разрешен по аналогии с многоногостью (или многокрылостью) коня. Восьминогий конь известен в фольклоре. Так, например, Слейпнир, конь Одина, имеет восемь ног.
Такова же многоголовость змея. Многократность пасти — гипертрофированный образ пожирания. Усиление идет здесь по линии усиления числа, выражения качества через множество.
За гранью очевидного
Культовая работа В. Я. Проппа повлияла на развитие культурологии, психологии и филологии во всем мире. Он скрупулезно исследовал многообразие волшебного мира, действия героев и корни сказочных сюжетов.
Читайте:
- Как сказки связаны с мифами, религией и реальностью
- Почему последовательность функций в сказках всегда одинакова
- Всё, что вы не знали о Бабе-яге
- Как боролись со змеем в зависимости от социального строя
- Почему принцессы живут в неприступных башнях
…более 600 страниц чтения, от которого невозможно оторваться.
Эта книга для тех, кто интересуется мифами, сказками и архетипами, укоренившимися в нашем сознании. Загляните за грань привычного и очевидного — и доберитесь до истинных смыслов, лежащих в основе знакомых с детства историй.
Подготовлено по книге «Морфология волшебной сказки».