Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Каждому нужны поглаживания. Инструмент из психологии, который даст жизненные силы
22 февраля 2023 7 140 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Хорошим инструментом в психологии является поглаживание. Поглаживаниями психолог и психиатр Эрик Берн называет любое внимание к человеку и его действиям, реакциям, его результатам.

Об этом инструменте подробно рассказывает Мила Кудрякова на курсе «Внутренний ребенок». Приводим отрывок вебинара.

***

Эрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» пишет, что поглаживания — самая главная транзакция, которую люди дают друг другу.

Когда ребенок рождается, он получает реальные, физические поглаживания. Родители его трогают, целуют, гладят, обнимают, шлепают, отталкивают и отвергают. И это всё — физические поглаживания, которые происходят с младенцем. А потом с течением того, как он растет, развивается, у него развиваются в том числе речевые функции и прочее, эти поглаживания становятся психологическими. Они переходят из формата физических (хотя в каком-то виде физические тоже остаются) в психологические. Мы начинаем что-то говорить человеку, хорошее или плохое. И самую важную мысль, которую транслирует Берн, что без поглаживания человек существовать не может. Именно поэтому, если он не может получить позитивных поглаживаний, то он будет делать всё, чтобы получить негативные. Если он получает постоянно негативное, то дальше он будет делать еще больше действий, чтобы получить негативные. Я часто наблюдала это с детьми в трудной социальной ситуации, когда они специально провоцируют на то, чтобы ты на них наехал. Потому что они не верят, что ты можешь их любить. А вот то, что ты можешь на них наехать, они очень хорошо знают.

А без поглаживаний они жить не могут, поэтому требуют от тебя того, чтобы ты им сказал, что они плохие.


Давайте поговорим о том, какие бывают поглаживания. В первую очередь, они бывают позитивные и негативные. «Ты красивый» — это позитивное поглаживание, ты некрасивый — это негативное поглаживание. Всё, что вызывает у нас приятные, теплые чувства, когда нам говорят другие люди, — это позитивные поглаживания. Всё, что вызывает неприятные чувства, — это негативные поглаживания.

Также выделяют внутренние и социальные поглаживания. Те, которые мы даем сами себе, и те, которые мы даем окружающим людям. Также бывают физические и психологические, про которые я уже рассказала. И бывают безусловные и условные — это очень важная категория.

Безусловные поглаживания — это поглаживания самоценности за то, какой человек есть. Добрый, красивый, умный, веселый, радостный. А условные — это за то, что он делает или не делает: «Ой, как ты замечательно сделал вот это». Или: «Ты опять в очередной раз надел какую-то фигню». Это будет негативное условное поглаживание.

Правила поглаживания были сформулированы Клодом Штайнером. Он сторонник, последователь Эрика Берна. Нельзя сказать, что ученик — они вместе разрабатывали многие вещи.

Во-первых, мы все нуждаемся в поглаживаниях, вне зависимости, зачем они нужны. Это жизненные силы, жизненный ресурс. Также мы нуждаемся в различных поглаживаниях. Я хочу это подметить: в поглаживаниях всегда должен быть баланс, как и в модели эго-состояния. Транзактный анализ во многом про баланс. Мы не всегда нуждаемся только в позитивных поглаживаниях, иногда нам нужны в каком-то объеме и негативные поглаживания, но здесь очень важна форма. Всегда можно подобрать приемлемую форму для негативного поглаживания. Форма имеет большое значение.

Поглаживания подкрепляют поведение, ведущее к поглаживаниям. Если мы чаще даем человеку позитивное поглаживание, то он будет чаще делать вещи, за которые он получает позитивное поглаживание. Если мы чаще даем ему негативные поглаживания, он чаще будет делать вещи, которые подкрепляет то, за что мы даем ему негативные поглаживания. Например, ваш муж не может существовать без поглаживаний. Если вы чаще его пилите, то он чаще будет делать то, за что вы его пилите, чтобы все-таки получать свои поглаживания, понимаете? Это примитивный пример, но это работает именно таким образом.

И очень важно, что у каждого из нас есть накопленный багаж поглаживаний, которые мы несем внутри себя.

Если в нашем банке гораздо больше негативных поглаживаний, то наша задача этот банк обновить и поменять в нем валюту. Иначе мы будем делать те действия, которые будут продолжать приводить нас к негативным поглаживаниям. Поэтому нам важно обновлять банк поглаживаний: соответственно, там, где больше позитивных поглаживаний и меньше пинков (негативных поглаживаний), то я буду делать другие действия. Или чем больше у меня пинков, тем меньше у меня будет позитивных поглаживаний. И вот этот банк нам нужно постоянно формировать.

Это лишь часть вебинара Милы Кудряковой. Полную версию смотрите на курсе «Внутренний ребенок». По промокоду blog скидка 30%

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи