Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Проза
«Завтра, завтра, завтра» — лучший роман 2022 года по версии Goodreads. История о дружбе и обратной стороне успеха
20 января 2023 1 184 просмотра

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

Торопясь на занятия в Гарвард, Сэм Мазур случайно встречает в метро Сэди — подругу детства. Эта встреча переворачивает их жизни: молодые, амбициозные и увлеченные одной идеей, друзья начинают работу над собственной видеоигрой. Их детище в одночасье становится хитом. Но что, если цена этого успеха окажется слишком высокой?

Роман «Завтра, завтра, завтра» стал одной из самых нашумевших новинок 2022 года. Это история о дружбе, любви, деньгах, славе и предательстве. Читатели портала Goodreads назвали книгой лучшей прозой года, а студия Paramount уже выкупила права на ее экранизацию.



Завтра, завтра, завтра

Перевели рецензии ведущих западных СМИ о романе.

Три десятка лет дружбы

Если в детстве вы не прыгали через бочки в игре «Донки Конг», возможно, новая книга Габриэль Зевин поначалу не вызовет у вас священного трепета. Но не спешите делать поспешных выводов: роман хоть и погружает нас в мир геймдева, но на самом деле рассказывает о дружбе — той, что может исчезнуть на долгое время, чтобы потом возродиться с новой силой.

Действие книги начинается на рубеже XX и XXI веков, когда миллионы людей с трепетом ожидают начала нового тысячелетия и восхищаются стереокартинками «Магический глаз». Два студента колледжа — Сэм Мэйзер из Гарварда и Сэди Грин из МИТ — неожиданно сталкиваются в метро. Они не виделись с тех пор, как детьми познакомились в больнице.


Дружба героев завязывается на фоне увлечения игрой Super Mario. Источник

В той прошлой жизни Сэм выздоравливал после тяжелой автомобильной аварии, где ему сломали ногу, а Сэди навещала сестру, лечившуюся от рака. Подростки сходятся на волне общего увлечения игрой Super Mario, а затем надолго ссорятся из-за болезненного недопонимания. И даже извинения, написанного Сэди в 15 строках компьютерного кода, оказывается недостаточно, чтобы добиться прощения Сэма.

«Это прекрасная сага о человеческих связях и творческом процессе», — написала о книге Эрин Моргенштерн.

Но время идет — и интерес Сэди к играм становится все более сильным. Ко времени поступления в Массачусетский технологический институт, она становится одной из немногих женщин-игровых дизайнеров — тема, которая тоже не раз будет поднята в книге. Сэди быстро привлекает внимание профессора, похожего «на американских создателей „Командира Кина“ и „Дума“, вместе взятых». Тот восхищается созданной Сэди игрой «Тебе решать», действие которой происходит на нацистской фабрике. У каждого игрока есть выбор: набрать максимальное количество очков и стать соучастником режима, или замедлить работу, чтобы узнать, что на самом деле производит фабрика. «В ней нет выигравших, — объясняет Сэди. — Это игра о том, каково приходится соучастникам».

От Макбета до Nintendo

«Многие могут стать твоими любовниками, а вот раскрыть твой творческий потенциал способны единицы»

Подобный моральный выбор — знаковая тема для «Завтра, завтра, завтра», название которого, к слову, позаимствовано из «Макбета». Но если герой Шекспира говорит о безжалостности и тщетности жизни («Завтра, завтра — и все то же завтра»), то Габриэль Зевин, напротив, провозглашает торжество бесконечных возможностей, которые дарят нам игры. «Что есть игра, как не бесконечные возможности искупления и перерождения?», — вопрошает она устами своих героев.


На русском языке роман вышел в переводе Маргариты Лобия

Жизнь героев — тоже своего рода игра, где никогда не поздно начать все сначала. Например, возродить давно похороненную дружбу. «Обещай, что ты всегда будешь меня прощать, а я всегда буду прощать тебя», — просит Сэди, когда Сэм приходит к ней с предложением вместе начать создавать великие игры.

Романтика — последнее, что волнует автора в отношениях героев.

Звучит как начало романтической истории. Даже предлагая Сэди стать партнерами и вместе написать первую игру, Сэм встает на колено, словно делая предложение. Но романтика — последнее, что волнует Габриэль Зевин в отношениях героев. Она куда больше заинтересована в том, чтобы показать творческое партнерство, столь же страстное, как брак, и столь же чреватое конфликтами.

Реальность и вымысел

«Величие Сэму и Сэди представлялось по-разному. Сэм грезил о славе. Сэди — о высоком искусстве»

По сюжету, Сэм и Сэди становятся основателями компании «Нечестные игры», в связи с чем им предстоит решить немало вопросов: справедливо ли полученное каждым из них признание, кто несет ответственность и принимает окончательные решение, будут ли они писать продолжения созданных игр и так далее. Добавьте к этому другие проблемы — например, азиатское происхождение Сэма или его постоянные фантомные боли в несуществующей больше ноге — и получите повествование, захватывающее не меньше ролевых онлайн-игр.


Отношения Сэма и Сэди — это соединение безграничных умов, которое оказывается важнее простого физического влечения. Источник

В романе много описаний игр и достаточно технических деталей, которые позволяют понять, для чего, к примеру, нужен графический движок, но при этом не перегружают подробностями тех, кто далек от мира компьютерных игр. Роман вообще написан довольно традиционно — и на фоне общей стилистической сдержанности особенно выделяются ключевые главы. Например, сцена, написанная от второго лица, действие которой разворачивается в настоящем времени. Напоминающая классический шутер, она подчеркивает, как тесно переплетены в нашей жизни игра и вымысел.

История жизни и история игр

«Когда тоска сжимает горло, я представляю играющих в игры людей и обретаю надежду. Я начинаю верить, что, в какие бы тартарары ни катился наш мир, в нем всегда найдутся люди, которые будут играть»

Сама себя Габриэль Зевин называет «пожизненным игроком». Ее папа был программистом, и писательница с ранних лет играла в видеоигры, но они ни разу не становились сюжетом ее книг (а их у Зевин уже 10). «Многие читатели говорили мне, что им понравилась книга, несмотря на то, что они не имеют никакого отношения к играм… Я же думаю, что в каком-то смысле мы все играем в игры, — признается Зевин в интервью порталу Today. — Посмотрите на любую социальную сеть: это ведь тоже своего рода игра со своей системой вознаграждений».


Габриэль Зевин. Фото с официального сайта автора

Роман «Завтра, завтра, завтра» охватывает более 30 лет жизни его героев. И представляет собой не только историю отношений, но и историю игровой индустрии. Если в начале книги мы видим, как герои соревнуются в Super Mario — игре с простейшей незамысловатой графикой, то к концу речь идет уже о The Last of Us — популярном экшене 2010-х, который буквально выглядит как художественный фильм.

«Это было одной из моих задач — показать, как визуальное полотно самих игр эволюционировало вместе с персонажами», — рассказывает Габриэль Зевин.

Но в конечном итоге «Завтра, завтра, завтра» — история гораздо более глубокая, чем просто хроника мира видеоигр. Это роман о партнерстве и сотрудничестве, романтике и любви, надежде и умении падать и подниматься заново. Или просто о том, что значит быть человеком в современном мире, где давно смешались реальное и виртуальное.

Купить книгу «Завтра, завтра, завтра» можно здесь. А здесь — подписаться на нашу рассылку, чтобы быстрее всех узнавать о новинках МИФ.Прозы. В первом письме — подарок.

Статья сделана по материалам Washington PostToday и The Guardian

Рубрика
Проза
Похожие статьи