Психология
Знать, что у каждого свой путь, — огромная сила. Интервью-путешествие с Ириной Гиберманн
25 ноября 2022 2 306 просмотров
Психология
Знать, что у каждого свой путь, — огромная сила. Интервью-путешествие с Ириной Гиберманн
25 ноября 2022 2 306 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Жизнь человека — целая вселенная. Местами неизведанная, местами — знакомая и родная. И знакомство с собой и другими — как путешествие на другой континент или планету.

Встреча с Ириной Гиберманн — психологом, психотерапевтом, психоаналитическим супервизором и автором долгожданной новинки «Живу как хочу» — стала одним из таких путешествий. Глубоких, познавательных и очень терапевтичных.

Предлагаем вам отправиться вместе с нами. Прочитать и тоже ответить на вопросы интервью, чтобы ближе познакомиться с Ириной и с самими собой.


Живу как хочу

Континент вулканов и джунглей

Что для тебя страхи?

Страхи — это маяки в тумане во время шторма в душе. Это ориентиры, которые ведут меня к моим демонам, а через них — к жизненным целям.

Целей в жизни у меня не так много: быть счастливой и служить делу моей жизни.

Но как и любой другой человек, я сталкиваюсь с собственными ограничениями и фрустрацией.

Чего боишься больше всего?

Что когда-нибудь мне больше не захочется общения. Никакого. Ни с кем. И что не будет даже желания объяснять, почему теперь все так.

К какому страху долго не могла подступиться и проработать его?

К смерти близких. Можно много фантазировать, как и что с тобой будет, когда ты столкнешься с потерей одного из родителей, но к этому невозможно подготовиться.

С чем не можешь смириться?

Конкретно сейчас — с тем, что не могу просто подняться и съездить на могилу моей мамы. И никакая рационализация из серии «не важно, когда я туда приеду, я знаю, что у меня будет возможность навестить» не срабатывает.

Упадок сил и выгорание: как справляешься?

Сон, вода, питание, движение и одиночество — это мой рецепт. Я очень люблю время с собой. И беру его столько, сколько мне нужно.

Два раза в жизни делала Sabbatical — когда я на несколько месяцев осознанно выпадала из привычной рутины и всех процессов и занималась только собой. Это очень целительно.

В чем твой источник силы?

В работе над собой. Я верю, что психика человека может меняться и развиваться всю жизнь. И я явный тому пример.

Моя сила в том, что я всегда выбираю проводников, которые в разы сильнее меня. И вкладываю в работу с ними свою энергию, время и деньги.

Твои правила жизни?

Честность с собой. Бескомпромиссность к своим принципам. Непоколебимая благосклонность к людям.

Континент происхождения

Откуда ты родом? Что этот вопрос значит для тебя?

Для меня он о моем происхождении и взрослении. Я очень люблю семью, в которой родилась, и ту, что есть у меня сейчас. Для меня семья — одна из главных ценностей в жизни. Она дает силы идти вперед и бросает вызов стать более открытой миру.

Как обходишься со своей дуальностью?

Я выросла в семье с двумя разными культурами, религиями и отношением к жизни. Это было для меня камнем преткновения, пока я не проработала свою непримиримость и не перевела ее в свободу.

Моя дуальность проявляется во всем: во внешнем виде, манерах, в поведении, выборе профессии и направлений, в которых я работаю.

Объединить психоанализ еще с чем-то может только человек, который разобрался в себе.

Какую традицию и ритуалы твоей семьи ценишь больше всего?

Телесный контакт. Объятия. Разговоры «глаза в глаза» и интерес друг к другу. Это наша база. Все остальное приходит бонусом.

Что было самым сложным после переезда?

Моя жизнь разделилась на две, когда я эмигрировала. И самым сложным было, не потеряв мою идентичностью, обрести новую.

Что любишь в Германии?

Германия — очень социальное государство. Здесь все про людей и во благо. Это и люблю: людей, стабильность, уровень жизни и дороги, конечно.

Континент страсти

Что для тебя любовь?

Для меня любовь — это уязвимость. Готовность быть любым: самим собой, свободным, со своим тайными желаниями и интимными фантазиями. И быть готовым принять другого таким же свободным, как и ты сам.

Как появилась любовь к психике?

От моих наставников. Я видела, как они говорили о психике, работали с ней, учили понимать и мыслить системно. Нигде и никогда я не встречала такой честности и щедрости.

Как переживала потери и провалы?

Для меня отрицательный результат — вдвойне ценный опыт. Провалы на порядок важнее, чем взлеты и успехи. Я учусь из того, как я мыслю. Анализирую свои мотивы и стратегию.

Но поскольку в провалах, как и в психотерапии, вся рефлексия возможна лишь постфактум, я перестала бояться их, только когда сделала достаточно промахов и выводов из них.

В чем кайф терапевта?

В доверии пациента. В его намерении взять все, что ты даешь ему в распоряжение, и сделать лучшее из этого.

Какой у тебя стиль жизни?

Я жуткий консерватор и старовер. Очень люблю покой и уют, тишину и последовательность. Мне не всегда это удается в силу моей спонтанности. Но в этом для меня вся жизнь: принять, что я люблю покой, и позволить себе иногда создавать осознанный хаос.

Какую идею несешь в мир?

Моя цель — ментальное и психическое здоровье будущих поколений. Мне хочется, чтобы у них было меньше тем для проработки и больше свободы. Это напрямую зависит от того, как мы эти поколения воспитаем, какие ценности дадим, от чего откажемся и чего их лишим.

Континент знаний

Самые сильные учителя для тебя, кто они?

Те, кто прошел длинный путь личностного развития и не перестал верить в тех, кто никогда не пойдет по их стопам. На мой взгляд, в этом огромная сила: знать, что у каждого свой путь.

Как пришла в психоанализ?

Я ходила вокруг психоанализа больше 15 лет. И лишала себя этого опыта из страха, что он меня поглотит. Он казался таким могущественным и властным.

Но как только я разобралась с темой власти в себе и признала, как я люблю власть и влияние — я подошла к психоанализу и посмотрела ему в глаза. Он прекрасен.

Самые сложные случаи из практики? Что они дали тебе?

Самый сложные — это когда у пациента нет ресурсов. Никаких. Вообще не за что зацепиться. И ты понимаешь, что нереально пригласить его в этот (реальный) мир — он для него слишком опасен и непредсказуем.

В такой ситуации происходит либо безропотная резигнация у пациента, либо радикальная капитуляция у меня.

Мне проще взять огонь на себя.

Потому что я обойдусь с этим на уровне профессионализма, а ему еще жить. И лучше без дополнительных дилемм от меня.

Расскажи про техники, в которых ты работаешь. Почему КПТ и схема-терапия?

Это было первое направление психотерапии, куда я пошла, учась в магистратуре. Оно покорило меня своей простотой и прозрачностью для пациента.

Психоанализ — как говорят его основатели — для пациентов высокого уровня. А значит, и терапевт должен быть мастером.

Но когда я выбирала направление, я была не мастером, а учеником, жадно хватающимся за знания опытных коллег.

Что вынесла из работы в клинике и частной практики? Как этот опыт изменил тебя?

Клиника — это диагноз. Если ты выжил там, то выживешь везде. Потому что зависимости — одно из самый сложных психосоматических хронических заболеваний. Умеешь лечить зависимости — значит, ты понял, как держать полотно отношений, и сможешь вылечить все остальное. Это была лучшая школа жизни.

Континент авторства

Как решила написать книгу?

Я веду блог почти 3 года, и за это время он вырос с 35 подписчиков до 75 тысяч. Я вижу, какой резонанс вызывают мои тексты и мысли. И охотно делюсь знаниями с коллегами и всеми, кто интересуется психотерапией как наукой.

Из постов в блоге родились темы, из тем — тексты, из текстов — главы. И появилась книга.

Сначала в голове. А потом я поняла, что нет ничего амбициозного в том, чтобы оформить все в цельную структуру и создать что-то для будущих поколений.

Как тебе было работать над книгой?

Меня очень поддерживала моя команда и семья. Многие дела и темы отошли на второй план. Я написала книгу за рекордно быстрое время.

Команда МИФа всегда была рядом. На каждом этапе. И я думаю, в этом секрет успеха. Не бояться сказать: «Это моя первая книга, и у меня нет опыта. Вы — профи, расскажите, как это сделать». И дальше — доверие и труд. Меня поддерживали редакторы и все, кто прошел со мной этот путь.

Зачем эта книга? В чем ее идея?

Если коротко — оставить след. Если пафосно — изменить программу человечества. А если просто, то я уверена, что книга будет жить своей жизнью и помогать людям на пути к себе.

Для кого эта книга?

Для всех, кто строит отношения с собой и не знает, с чего начать. Для тех, кто говорит со мной на родном языке и хочет расширить свои границы. И всех, кто ищет свой внутренний авторитет.

Расскажи про название?

Рабочее название книги — «Между нами терапия». Есть такая психотерапевтическая шутка — задать пациенту вопрос: «Что между нами?» и в ответ услышать: «Между нами терапия». В процессе мы изменили название, сделали его более открытым.

«Живу как хочу» — глубже и больше, чем просто терапевтический контекст и отношения в терапии. Это позиционирование себя как человека, знающего себя и понимающего, чего он хочет от жизни и что может предложить ей взамен.

На этом наше путешествие не заканчивается. Вы можете продолжать исследовать себя, открывать новые грани. Книга Ирины Гиберманн «Живу как хочу» станет вашим проводником в этом непростом, но очень увлекательном приключении.

Рубрика
Психология

Похожие статьи