Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Там чей-то дух, там чем-то пахнет. Как отредактировать текст и не сойти с ума
1 ноября 2022 1 418 просмотров

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Если вы не возненавидели свою книгу, пока писали ее, то наверняка дойдете до этого, пока будете редактировать. Шутка. Но доля правды в ней пугает. И это знакомо не только «книжным» писателям, но и тем, кто пишет по работе, для души, для блога — да хоть для чего.



Причеши меня. Твой текст

Екатерина Звонцова написала множество книг, а отредактировала еще больше (в том числе — для МИФа). Это человек, повидавший книги со всех сторон и во всех ракурсах. Теперь Екатерина рассказывает, как отредактировать собственный текст и не сойти с ума.

Книга «Причеши меня. Твой текст» не только под завязку набита практичными инструментами, но и читается как приключенческий роман — сразу и пособие, и образец.

Ваш пес текст

Представьте, что в ваш дом ввалился большой лохматый пес. Он порезвился в весенней луже, погонял велосипедистов, огласил округу лаем, а теперь устал и соскучился. И вот он смотрит на вас, радостно высунув язык; с его шерсти стекает грязная жижа и падает прошлогодняя листва; вы глядите в ответ в безмолвном ужасе… А потом он делает «прыг» прямо на ваш белый вельветовый диван.

Примерно это чувствует автор в временном промежутке между «я дописала книгу» и «книга готова».

Пройдя круги писательского ада, мы устаем. Мало кто, завершив историю, находит силы тут же начать ее редактировать. Обычно к этому моменту уже хочется чего-нибудь другого, например награды за труды, и побыстрее. И вот текст улетает к издателям или на площадку для публикации. А напрасно. Он еще не готов.

С этой книгой мы отправимся мыть, сушить и причесывать вашего пса. То есть роман. Или повесть. Или фанфик. Да что угодно, было бы желание.

Коннотация

Если не углубляться в филологическую терминологию, коннотация — это заряд слова. Да-да, как у элементарных частиц. Но если частицы могут быть только нейтральными, положительно или отрицательно заряженными, то здесь у нас спектр куда шире. Есть слова ласковые, уничижительные, агрессивные, официальные, великосветские, старинные.

Сравните «девицу» в сказках прошлого и «девицу» в наши дни. «Седой» и «седовласый»; «надежды» и «чаяния»; «тьма» и «темнота»; «дети», «чада» и «детвора» — все это слова с разными коннотациями, уместные в разных ситуациях.

То, какое слово вы выберете, многое скажет читателю и о герое, и о его отношениях, и об атмосфере, которую вы пытаетесь создать. Выбирайте придирчиво.

Полюбить и потерять

Звучит чудовищно, но, когда герой страдает, это нормально. Это жизнь, и почти все мы ловим в боли персонажа отголосок своей. Возможно, именно пройдя парочку собственных испытаний, мы и начинаем с сомнением посматривать на авторов, считающих, что лучший способ выбить из читателя эмоции — в каждой сюжетной арке раскидать чьи-нибудь кишки.

Как говорил Имхотеп из фильма «Мумия», смерть — только начало. Как говорил Питер Пэн, смерть — тоже приключение.

Это вопросы художественной правды: иногда смерть неизбежна, о чем автор знает с самого начала и, как ему ни больно, не может написать иначе. Таков путь героя. Мы полюбим его, и мы его потеряем. Но смерть не обязательный прием, а только один из равнозначных сценариев. Если путь не завершен, не мешайте герою выжить.

Там чей-то дух, там чем-то пахнет

Обилие спорного национального колорита называют клюквой. Эта ягода растет везде. Например, попав в заросший клюквой вестерн, не веришь глазам: вечно светит солнце, постройки всегда приземистые, все ковбои максимально ковбоисты, а каждый неосторожный поезд будет ограблен; возможно, с коней.

Конечно, даже самые дикие сюжетные штампы авторы берут не с потолка. Случались меткие броски томагавка, встречались везучие ковбои, бывали налеты, в сравнении с которыми ограбить поезд, прыгая с коня в вагон и обратно, — это так, детский сад. Но когда невероятности кочуют в каждую вторую историю, это начинает напрягать.

Чтобы избежать клюквы, достаточно простой вещи: узнать о месте, которое влечет вас и ваших героев, чуть больше. Всегда можно посадить и другую ягодку.

Зачем писателю карты?

Даже если вы не пишете фэнтези, а просто разворачиваете действие в яркой локации (в городе, замке, на острове), карты — это классно. Они помогают ориентироваться и создают атмосферу. А еще, рисуя их, мы сами лучше понимаем книжное пространство. Ловим нестыковки, прикидываем расстояния и события, которые можно уложить в тот или иной хронометраж.

Карта может стать источником новых сюжетных ходов. Это дополнительный двигатель для забуксовавшего сюжета.

Вот не знаете вы, где герои должны поцеловаться… а тут карта показала вам зачарованное озеро или уютный лес. Ну что, начинаем колдовать?

Что еще

Книга Екатерины Звонцовой одновременно глубокая и легкая, метафоричная и практичная, серьезная и веселая. И о-о-очень насыщенная полезными советами для авторов и редакторов. Одних только приложений в ней девять штук.

В книге — два основных раздела: «Стиль» (лохматый!) и «Сюжет» (непричесанный!). В первом говорится о стиле, языковых средствах и типичных ошибках, а во втором мы нырнем в мир конфликтов, образов, поворотов и интриг, вникнем в законы драматургии и научимся показывать героем.

Вот что вы узнаете:

  • Благородный сыр-р-р, всплывающие лягушки и другие принципы продуктивной (само)редактуры
  • «В следующий раз постараешься лучше, ничтожество»: как мотивировать себя
  • Гуси неистребимы: почему одни ошибки кочуют из текста в текст
  • Что не так с принципом «пиши о том, о чем знаешь»?
  • Большой гид по проработке миров (и бонусная инструкция по созданию книжных карт)
  • Стиль и стилизация: где мы заканчиваем врать

Творческий опыт уникален. Любая история, зачем бы ее ни писали, достойна любви и может принести кому-то свет в самые темные времена. Вы всё делаете правильно, пока любовь к тексту и свету для вас главенствует. Просто продолжайте.

По материалам книги «Причеши меня. Твой текст»

P.S. Хотите первыми узнавать о новых книгах и получать приятные скидки? Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю выбираем полезные отрывки, советы и лайфхаки — и отправляем вам.

Похожие статьи