Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Сверхъестественное в русском искусстве: демон, космос и «Чёрный квадрат»
28 октября 2022 903 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Почему неземное было главной темой русского искусства в течение нескольких столетий? Какой художник посвятил своё искусство образу демона? Как «Чёрный квадрат» Малевича связан с мистическими учениями?

Мария Швец, искусствовед и автор бестселлера «Главное в истории русского искусства», рассказывает об этом в лектории «Загадки русского искусства». Очень советуем его посмотреть — там много чего интересного и неожиданного. А мы выбрали фрагменты из её лекции. И делимся с вами.



Курс «Загадки русского искусства»

По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.

Древнерусское искусство: изобразить Вечное

Почему потустороннее было главной темой русского искусства в течение нескольких столетий? Ответ довольно прост: когда мы говорим о древнерусском искусстве, мы должны держать в уме, что древнерусское искусство было религиозным. Одной из его задач было изобразить божественную историю, горний мир, вечность.

Под древнерусским искусством мы подразумеваем время с X века до конца XVII столетия. В начале XVIII века Петр I ввел политику переориентации на западные образцы. Но за семь столетий было создано множество произведений.

Интерес к потустороннему

В русской живописи интерес к потустороннему можно выделить в трех группах картин.

— Художники трактуют этот сюжет как бытовую сценку.

Работа Брюллова «Гадающая Светлана» — единственная на тему быта. Связана с поэмой Жуковского. Девушка вглядывается в иной мир, как в портал, но ничего страшного не происходит. Художник держит нас в напряжении.


Карл Брюллов, Гадающая Светлана, 1836

Работа Маковского «Святочные гадания» — это уже начало XX века, но все равно это бытовой сюжет. Девушки собирают свои колечки, рассыпают в комнату и выносят туда петуха. Чье колечко клюнет — та девушка выйдет замуж в этом году.


Константин Маковский, Святочные гадания, 1905

— Художники трактуют сверхъестественное как театральное.

«Реальное» сверхъестественное: в «Садко» Репина мы видим, как искажаются цвета. Все как будто через толщу воды.


Илья Репин, Садко, 1876

«Воскрешение дочери Иаира» выглядит как реальная сценка


Илья Репин, Воскрешение дочери Иаира, 1871

А работа Клодта про Ивана Грозного не реалистичная, а, скорее, пафосная, театральная и условная. Стоят души жертв в неестественных позах.


Михаил Клодт, Иван Грозный и тени его жертв, конец XIX века

— Разработка сказочных сюжетов.

Они написаны в очень реалистичной манере. Например, Билибин работал в жанре книжной графики, что позволяло ему интересно обыгрывать сказочные сюжеты.


Иван Билибин, Жар-птица, 1889

Сказочность была интересно разработана в жанре театральных декораций. Сама условность театрального языка благотворно влияла на эту тему. Условность, эффектность и ориентация на погружение. Именно в театре тема сверхъестественного продолжала жить и развиваться больше всего.


Анатолий Мазанов, Эскиз декораций к опере Римского-Корсакова «Майская ночь или Утопленница», 1946

Какой художник посвятил свое искусство образу демона

Врубель прорабатывал тему демона 13 лет. Это было связано с его личной историей. Изначально он хотел проиллюстрировать «Демона» Лермонтова. С одной стороны все его произведения являются иллюстрациями «Демона». Но живописные работы являются полностью самостоятельными работами, куда художник вкладывал много личного смысла.

Самая важная самостоятельная живописная работа Врубеля с мотивом демона — «Демон сидящий».


Михаил Врубель, Демон сидящий, 1890

Живописная манера превращает все полотно в абстрактную работу. Он берет много краски и создает кристаллообразные мазки. Сама техника разделила мир мистический и реальный. Мир, созданный пятнами краски, побуждает забыть о реальности.

Еще один демон Врубеля — «Демон летящий». Он пролетает над вершинами Кавказа (как у Лермонтова), но это не буквальное изображение текста. Литературная основа считывается, но содержательность здесь за счет визуальных средств, полностью самостоятельна. Демон летит над горами и он уже погрузился во тьму. Он черен.


Демон летящий, 1899

Эта работа осталась незавершенной, как и «Демон поверженный». Тяжелая для восприятия работа. Поза демона — поверженная. Это борьба демона с самим собой, и исход этой битвы уже ясен: кожа его потемневшая. Ему осталось только нырнуть во тьму.


Демон поверженный, 1899

Это работы, через которые художник переживал личную драму. У него прогрессировал сифилис, который сопровождался приступами сумасшествия. В его жизни тоже происходили трагические события. Это подкосило его здоровье.

Как «Чёрный квадрат» Малевича связан с мистическими учениями

Казимир Малевич мыслил себя как художника-провидца. В раннем автопортрете он изобразил себя по канонам церковного искусства.


Казимир Малевич, Автопортрет, 1907

Малевич хотел с помощью искусства помочь людям соприкоснуться с иной реальностью. Супрематический черный квадрат — изображение вселенной, пространства, абсолюта.

На картине «Динамический супрематизм» фигуры парят в залитом светом пространстве — это некий символ космоса.

Когда мы смотрим на черный квадрат, мы должны держать уме, что белый фон значим — это белый, заливающий все свет. И черная дыра. Все и ничего. Это плоское, двухмерное изображение Малевича-провидца. На первой выставке эта картина висела как бы в «красном углу» — в месте икон в избах.

Подробнее о сверхъественном в русском искусстве — в лектории «Загадки русского искусства». По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.

Обложка: Карл Брюллов, Гадающая Светлана, 1836

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи