Почему неземное было главной темой русского искусства в течение нескольких столетий? Какой художник посвятил своё искусство образу демона? Как «Чёрный квадрат» Малевича связан с мистическими учениями?
Мария Швец, искусствовед и автор бестселлера «Главное в истории русского искусства», рассказывает об этом в лектории «Загадки русского искусства». Очень советуем его посмотреть — там много чего интересного и неожиданного. А мы выбрали фрагменты из её лекции. И делимся с вами.
Курс «Загадки русского искусства»
По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.
Древнерусское искусство: изобразить Вечное
Почему потустороннее было главной темой русского искусства в течение нескольких столетий? Ответ довольно прост: когда мы говорим о древнерусском искусстве, мы должны держать в уме, что древнерусское искусство было религиозным. Одной из его задач было изобразить божественную историю, горний мир, вечность.
Под древнерусским искусством мы подразумеваем время с X века до конца XVII столетия. В начале XVIII века Петр I ввел политику переориентации на западные образцы. Но за семь столетий было создано множество произведений.
Интерес к потустороннему
В русской живописи интерес к потустороннему можно выделить в трех группах картин.
— Художники трактуют этот сюжет как бытовую сценку.
Работа Брюллова «Гадающая Светлана» — единственная на тему быта. Связана с поэмой Жуковского. Девушка вглядывается в иной мир, как в портал, но ничего страшного не происходит. Художник держит нас в напряжении.
Карл Брюллов, Гадающая Светлана, 1836
Работа Маковского «Святочные гадания» — это уже начало XX века, но все равно это бытовой сюжет. Девушки собирают свои колечки, рассыпают в комнату и выносят туда петуха. Чье колечко клюнет — та девушка выйдет замуж в этом году.
Константин Маковский, Святочные гадания, 1905
— Художники трактуют сверхъестественное как театральное.
«Реальное» сверхъестественное: в «Садко» Репина мы видим, как искажаются цвета. Все как будто через толщу воды.
Илья Репин, Садко, 1876
«Воскрешение дочери Иаира» выглядит как реальная сценка
Илья Репин, Воскрешение дочери Иаира, 1871
А работа Клодта про Ивана Грозного не реалистичная, а, скорее, пафосная, театральная и условная. Стоят души жертв в неестественных позах.
Михаил Клодт, Иван Грозный и тени его жертв, конец XIX века
— Разработка сказочных сюжетов.
Они написаны в очень реалистичной манере. Например, Билибин работал в жанре книжной графики, что позволяло ему интересно обыгрывать сказочные сюжеты.
Иван Билибин, Жар-птица, 1889
Сказочность была интересно разработана в жанре театральных декораций. Сама условность театрального языка благотворно влияла на эту тему. Условность, эффектность и ориентация на погружение. Именно в театре тема сверхъестественного продолжала жить и развиваться больше всего.
Анатолий Мазанов, Эскиз декораций к опере Римского-Корсакова «Майская ночь или Утопленница», 1946
Какой художник посвятил свое искусство образу демона
Врубель прорабатывал тему демона 13 лет. Это было связано с его личной историей. Изначально он хотел проиллюстрировать «Демона» Лермонтова. С одной стороны все его произведения являются иллюстрациями «Демона». Но живописные работы являются полностью самостоятельными работами, куда художник вкладывал много личного смысла.
Самая важная самостоятельная живописная работа Врубеля с мотивом демона — «Демон сидящий».
Михаил Врубель, Демон сидящий, 1890
Живописная манера превращает все полотно в абстрактную работу. Он берет много краски и создает кристаллообразные мазки. Сама техника разделила мир мистический и реальный. Мир, созданный пятнами краски, побуждает забыть о реальности.
Еще один демон Врубеля — «Демон летящий». Он пролетает над вершинами Кавказа (как у Лермонтова), но это не буквальное изображение текста. Литературная основа считывается, но содержательность здесь за счет визуальных средств, полностью самостоятельна. Демон летит над горами и он уже погрузился во тьму. Он черен.
Демон летящий, 1899
Эта работа осталась незавершенной, как и «Демон поверженный». Тяжелая для восприятия работа. Поза демона — поверженная. Это борьба демона с самим собой, и исход этой битвы уже ясен: кожа его потемневшая. Ему осталось только нырнуть во тьму.
Демон поверженный, 1899
Это работы, через которые художник переживал личную драму. У него прогрессировал сифилис, который сопровождался приступами сумасшествия. В его жизни тоже происходили трагические события. Это подкосило его здоровье.
Как «Чёрный квадрат» Малевича связан с мистическими учениями
Казимир Малевич мыслил себя как художника-провидца. В раннем автопортрете он изобразил себя по канонам церковного искусства.
Казимир Малевич, Автопортрет, 1907
Малевич хотел с помощью искусства помочь людям соприкоснуться с иной реальностью. Супрематический черный квадрат — изображение вселенной, пространства, абсолюта.
На картине «Динамический супрематизм» фигуры парят в залитом светом пространстве — это некий символ космоса.
Когда мы смотрим на черный квадрат, мы должны держать уме, что белый фон значим — это белый, заливающий все свет. И черная дыра. Все и ничего. Это плоское, двухмерное изображение Малевича-провидца. На первой выставке эта картина висела как бы в «красном углу» — в месте икон в избах.
Подробнее о сверхъественном в русском искусстве — в лектории «Загадки русского искусства». По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.
Обложка: Карл Брюллов, Гадающая Светлана, 1836