По данным опроса, фразу «Ничего не понимаю в экономике» можно услышать в 72 раза чаще, чем «Да, я спец по этим вопросам».
Экономика — она такая. Или мы привыкли так думать? Кстати, данные опроса и 72 раза мы сами только что сочинили. И это уже статистика. Тоже сложная штука. Или… нет?
Давайте разбираться. Поможет Чарльз Уилан и три его бестселлера, в которых он понятно (и даже весело) говорит о сложных вещах.
Зачем нужны бумажные деньги? Как изменят мир биткоины? Какие экономические выгоды курильщики обеспечивают некурящим? Как статистика помогает понять, какое будущее ждет футбол? И другие нетривиальные вопросы, над которыми вы, возможно, даже не задумывались. Настоящее интеллектуальное удовольствие!
Правильная подача
Начнем с «Голой статистики». Допустим, ваш добросердечный и справедливый босс объявляет о повышении заработной платы всем сотрудникам на 10%. Какой великодушный жест! Правда, если вспомнить, что его годовой доход составляет, например, 6 миллионов рублей, а ваш — 300 тысяч, то окажется, что его доход повысится на 600 тысяч рублей, а ваш — всего на 30.
Между тем заявление «В этом году заработная плата всех сотрудников повысится на 10%» звучит очень приятно. Гораздо приятнее, чем такие слова вашего босса: «Повышение моего годового дохода окажется в 20 раз большим, чем вашего».
Эту мысль высказал шведский математик Андрейс Дункельсон. «Голая статистика» доказывает, что она справедлива.
Гиперинфляция и купюра в сто триллионов
Обратимся к «Голым деньгам». Как вы думаете, каких значений может достигать ежемесячная инфляция? Ответ напишем через пару абзацев, а пока факты.
В 2008 году в Зимбабве деньги печатались такими темпами, что продавцы, вместо того чтобы считать, начали… их взвешивать. Заказав 4 июля 2008 года в столичном баре бокал пива, вы отдали бы за него 100 миллиардов местных долларов. А придя за вторым всего час спустя, вы бы увидели на ценнике 150 миллиардов. Во времена этой гиперинфляции появилась купюра с самым крупным номиналом за всю историю денег — чтобы не запутаться в нулях, назовем ее буквами — стотриллионная.
«Голые деньги» — откровенная книга о мировой финансовой системе. Биткоины, дефляция, банки, евро, кризис: Уилан объясняет все без зубодробительных цифр, заумных уравнений и сложных моделей.
Относительное богатство
Теперь — время «Голой экономики». Сатирик Генри Менкен однажды сказал, что богатый человек — это тот, кто зарабатывает больше, чем муж сестры его жены. И экономисты пришли к выводу, что он прав.
Участникам опроса было предложено сделать выбор: в мире А ты зарабатываешь 110 тысяч, а все остальные по 200 тысяч; в мире Б ты зарабатываешь 100 тысяч, а все остальные 85 тысяч. Какой сценарий сделает вас счастливее? Экономисты обнаружили, что большинство выбирает вариант Б. Таким образом, относительный доход оказался важнее абсолютного, даже большего.
В этой книге Чарльз Уилан переводит загадочный и часто непостижимый жаргон профессиональных экономистов на язык, доступный любознательному, но разочарованному непрофессионалу… Ясно, кратко, информативно и остроумно.
Что еще важного
Эти книги мы переиздали снова, потому что они потрясающие (кстати, оцените новые обложки). Уилан, выпускник Принстона, имеющий 3 ученые степени, — мастер превращать скучное в интересное, а непонятное — в доступное.
Какую книгу вы бы ни выбрали — не только узнаете много любопытного, но и практичного, для «ежедневного использования». Если понимать науку, можно глубже и пристальнее смотреть на жизнь, видеть связь между многими явлениями и применять эти знания в своих интересах.
По материалам книг «Голая статистика», «Голые деньги», «Голая экономика».