Это история о том, как одна удивительная женщина погрузилась в хобби, оказавшее огромное влияние и на медицину, и на судебную практику.
Светская дама Фрэнсис Глесснер Ли из влиятельной чикагской семьи никогда не собиралась делать карьеру. Но судьба распорядилась иначе: Ли погрузилась в судебно-медицинскую экспертизу и в итоге — изменила криминалистику. Она создала обширную библиотеку юридической медицины и делала миниатюрные диорамы со сценами убийств, которые использовали для обучения полицейских.
Книга о Ли — захватывающий биографический роман, где перемешалось всё: роскошь, шляпки и сцены смерти. Настоящий сериал об убийствах и медицине, от которого невозможно оторваться.
Кто такая Фрэнсис Глесснер Ли?
Матрона, стоявшая на пороге старости. Дама с непростым характером и недостижимыми стандартами совершенства. Женщина с большими деньгами и фанатичной целеустремленностью. Как только не говорили о Фрэнсис Глесснер Ли, которая оказалась в ответе за становление судебной медицины в США и обучала студентов в Гарварде. Хотя и была наименее подходящей для этого кандидатурой.
Почтенная пожилая дама, питающая пристрастие к шляпкам без полей в стиле королевы Марии и черным платьям, которые она шила самостоятельно, Ли была одной из богатых и независимых представительниц Позолоченного века Чикаго.
Фрэнсис Глесснер Ли. Источник
Сегодня о Фрэнсис Глесснер Ли знает весь мир: он стала источником вдохновения для документального фильма, фотоальбома, минимум двух сборников стихов и даже сюжета популярного телесериала о судебной медицине. Но историю ее жизни никто никогда не рассказывал. До этой книги.
«Ли изображали богатой старухой, которая строила странные кукольные домики, — пишет Голдфарб. — Я знал, что это далеко не все, что она собой представляла. Она была проводником перемен: реформатором, педагогом и пропагандистом судебной медицины».
Ли требовала, чтобы следователи неустанно изучали факты, чтобы установить истину, и руководствовались уликами, куда бы они ни вели. Рассказ ее собственной истории заслуживает того же.
«То ли нападение, то ли диабет»
Чтобы оценить новаторскую роль Ли в судебной медицине, нужно отправиться в прошлое и узнать, как раньше выясняли причины смертей.
Расследованием занимался коронер, но в его обязанности входил в основном сбор налогов, раздача повесток и конфискация имущества — если человек покончил с собой. Определить причину смерти коронеру помогал врач, который не отличался компетентностью. Вот, например, самые нелепые записи коронеров штата Огайо: «то ли смерть, то ли самоубийство», «тетка сказала, что она жаловалась на пневмонию, похоже на наркоманию», «найден мертвым», «голова отделена от тела», «то ли нападение, то ли диабет».
Фрэнсис Глесснер Ли и её диорама. В книге диорамы называются «Этюдами на тему необъяснимой смерти». Источник
К 1929 году всего два крупных города США ввели систему судмедэкспертов: Нью-Йорк и Ньюарк. В Ньюарке, например, всё решил скандал — расследование убийства священника и хористки, его любовницы. Место убийства не охранялось несколько часов. Зеваки затоптали следы и трогали тела, испортив улики. На фотографиях в газетах была видна толпа, стоявшая вокруг тел. А некоторые даже обрывали на память куски коры с ближайшего дерева.
Жену священника, двух его братьев и кузена обвинили в убийствах, но впоследствии суд признал их невиновными. Официально дело не раскрыто и по сей день.
Дама в шляпке и судмедэксперт
В январе 1929 года у Ли умер брат. Внезапная смерть близкого человека, отъезд детей — Ли погрузилась в меланхолию. Вдобавок ей пришлось отправиться в Бостон на лечение, а затем долго восстанавливаться в клинике в «Филипс-Хаус». Там она и встретила своего старого друга — Джорджа Берджесса Маграта, первого американского судмедэксперта в США.
Диорама «Кухня», сделанная Фрэнсис Ли. Фото из книги
Маграт постоянно рассказывал Ли о работе. И однажды заговорил о том, как сложно доносить доказательства до присяжных, например описывать сцену смерти. Не имея ее перед глазами, присяжные создавали в голове некий образ, который мог быть неверным. Ли задумалась на мгновенье.
«А что, если бы у вас была маленькая модель комнаты, созданная в точном масштабе, и кукла или манекен, одетые так же, как жертва, и все остальные детали на своих местах? — спросила она. — Помогло бы это?»
Больше чем кукольный домик
Книга о Фрэнсис Глесснер Ли — это больше, чем история о кукольных домиках и убийствах. Это биография упорной, любознательной, умной женщины, которая неожиданно обрела цель и реформировала систему.
Фрэнсис Глесснер Ли в молодости. Источник
Что еще в книге:
- Жизнь Фрэнсис Ли: дети, брак, развод и деньги
- Как попасть в Понедельничный утренний клуб читателей
- Библиотека судмедэксперта: 1000 томов редких книг
- Убийство в Гарварде. Как Фрэнсис ли исчезла с экрана
- «Диорамы должны быть максимально реалистичными, иначе полицейские решат, что их просят поиграть в куклы»
…352 страницы с потрясающими историями и фактами из жизни этой удивительной женщины и криминальной атмосферы прошлого.
Книга о Ли — признание её заслуг и огромное уважение к ней и её делу. «Я постарался представить факты без домыслов и приукрашивания, — признается в конце книги автор. — Не знаю, смог бы я когда-нибудь соответствовать строгим стандартам Ли. Но надеюсь, что отдал ей должное».
P.S.: Подписывайтесь на рассылку по культуре и искусству. Будете первыми узнавать о скидках и получать отрывки из книг. Мы присылаем только самое интересное.
По материалам книги «Убийство в кукольном доме»