Кругозор
Что мы знаем (и не знаем) о еде. Новинка от генетика и нутрициолога
14 сентября 2022 1 986 просмотров

Дарья Гордеева

Не существует здорового питания — есть питание, подходящее именно вам.

Генетик и доктор наук Анча Баранова и нутрициолог Мария Кардакова на основе новейших исследований написали увлекательную книгу о еде. Она поможет узнать, как отличается питание в разном возрасте, какое влияние оказывают гены, в чем вред и польза микроэлементов.

Что мы знаем (и не знаем) о еде

Что будет, если проглотить ртуть из тунца? Кому вреден даже запах бобовых? Можно ли переесть витамина С? Что нейтрализует канцерогены? И правда ли, что внутри нашего организма — море токсинов? Захватывающее и полное открытий путешествие по организму.

Чем на самом деле занят кишечник

Говорить, что кишечник только и делает, что переваривает пищу, верно лишь отчасти. В его верхнем отделе над каждым кусочком пищи действительно трудятся наши ферменты, а вот в нижнем получившуюся кашицу переваривают уже кишечные бактерии. Сам кишечник всасывает только то, что они расщепили, но не успели утилизировать.

Кишечник населяет не менее двух — а по некоторым данным, до десяти — тысяч разновидностей микроорганизмов. Изменить их состав — иногда в буквальном смысле означает изменить жизнь.

Например, усиленное питание оливье за несколько дней новогодних праздников может привести к 20%-ному увеличению доли гнилостных бактерий группы клостридий. Как это происходит? Бактерий в кишечнике много, размножаются они быстро, поэтому уже через сутки-двое те из них, что не получили привычную пищу, сокращают свои ряды. Их места занимают микробы, способные извлечь из вредных новогодних блюд максимум пользы.

Как соблюдать баланс на тарелке? Чек-лист→

Пробиотики от депрессии

Ученые знают: настроение человека во многом зависит от простой химии — уровней дофамина, норадреналина, серотонина и других гормонов. Но что, если в нашем организме заведутся невидимые «перехватчики», которые будут попросту… съедать какой-нибудь важный нейронный сигнал-медиатор? Или, наоборот, раз за разом подливать его в систему?

Оказывается, мы действительно можем улучшить себе настроение, «подправив» кишечную флору.

И главную роль в этом играют чудодейственные пробиотики — живые бактерии, содержащиеся в кисломолочных продуктах.

Есть несколько гипотез относительно того, как пробиотики помогают избавиться от депрессии. Согласно одной из них, они укрепляют кишечный барьер и тем самым снижают нашу чувствительность к стрессам и раздражителям. Другая гипотеза еще интереснее: пробиотические бактерии способствуют выработке триптофана и его производных — предшественников серотонина, главного медиатора настроения.

Все цвета радуги

Максимальное разнообразие — основа правильного питания. Чтобы не запутаться и не сильно включаться в названия разных продуктов, в нутрициологии придумали упражнение «Радуга», которое особенно помогает родителям малоежек.

Каждый день стоит попробовать продукты хотя бы четырех из пяти цветов: красный, оранжево-желтый, зеленый, сине-фиолетовый и коричневый.

Растения полезны благодаря содержащимся в них микроэлементам и клетчатке, а еще богаты полифенолами. Полифенолы модулируют состав микрофлоры, помогая ей сражаться с патогенами.

Тайная угроза

Вы наверняка слышали про бисфенол А — вещество, содержащееся в пластике от бутылок, банок и других пищевых контейнеров. И если использование бисфенола в детских бутылочках и обертках для продуктов питания подвергается заслуженной критике, то на другой источник бисфенольного загрязнения мы даже не обращаем внимания.

Речь про магазинные чеки, напечатанные на термобумаге, которая содержит до 20 мг (!) бисфенола А на грамм!

При термопечати бисфенол попадает в легко стирающиеся черные буковки чека, который мы берем рукой, храним в кошельке или просто бросаем в пакет с едой, где он так и липнет к кожице помидоров и огурцов. Получается, отказ от напечатанных чеков — хорошее решение не только для экологии, но и для нашего здоровья.

Что еще

У книги два автора: практикующий нутрициолог Мария Кардакова и биолог, научный сотрудник РАМН Анча Баранова. У обеих за плечами — огромный исследовательский опыт. Например, Анча Баранова открыла несколько новых биомаркеров различных хронических заболеваний, в том числе онкологических. А Мария Кардакова много лет изучает, как различные продукты питания влияют на микрофлору кишечника, ведет научно-познавательный блог и курсы о питании.

Книга — квинтэссенция многолетнего опыта авторов и тысячи исследовательских публикаций о человеческом организме и здоровом питании.

Возможно, вы уже знакомы с Марией Кардаковой по книге о детском питании «Сначала суп, потом десерт»

Вот что еще вы найдете под обложкой:

• Война с арахисом: чем опасна пищевая аллергия
  • Чеснок, имбирь, куркума: что съесть, чтобы улучшить иммунитет
  • Фтор — самый неоднозначный микроэлемент
  • Нужен «для всего»: что не так с витамином D
  • Вред и польза спиртного: жюри на совещании
  • Пищевая непереносимость, или Почему люди не коалы
  • Из грязи в князи: зачем нашему организму микробы

…и еще 300+ страниц о том, как уменьшить риск заболеваний и сделать питание разнообразным, сбалансированным и подходящим именно вам.

Производство продуктов питания и вся связанная с этим индустрия — огромный бизнес, прибыль в котором получает вовсе не потребитель. Позаботиться о своем питании можете только вы. Эта книга — хороший повод начать.

По материалам книги «Что мы знаем (и не знаем) о еде»