Приглашаем вас в книгу-музей «Заяц с янтарными глазами». Главные герои здесь — предметы: фигурки нэцке, архивные хранилища, винтовые лестницы. В отличие от классических музеев, в этом нет табличек «руками не трогать». Как раз наоборот.
Художник-керамист Эдмунд де Вааль получил в наследство 264 нэцке. Страстный коллекционер, он решил проследить их историю. И из массы дневников, мемуаров, газетных вырезок создал захватывающий рассказ, несущий сквозь время и пространство.
Словно у себя на чердаке, Де Вааль роется в чертогах истории — в архивах братьев де Гонкур, Марселя Пруста, Клода Моне и других людей, с которыми дружили его деды и прадеды. Это тактильная, насыщенная эмоциями и судьбами книга, отмеченная множеством наград и переведенная на 29 языков, — захватывающее путешествие за кулисы прошлого.
Спасенная история
Шарль Эфрусси, прадед автора, был прототипом прустовского Свана («В поисках утраченного времени») и собрал коллекцию из 264 нэцке. Семья Эфрусси потеряла почти все в 1938 году, когда нацисты конфисковали их собственность. Миниатюрные скульптуры удалось спасти: верная служанка Анна спрятала их в матрасе. Затем они бережно хранились и передавались из поколения в поколение много лет.
Крыса на эдамаме. Без подписи, ок. 1820 г. Длина 6,8 см. — Источник
Фигурки-нэцке — свидетели бурного столетия и непростого пути влиятельной семьи Эфрусси. Перемещаясь вслед за ними из царской Одессы в Париж импрессионистов и Пруста, из захваченной нацистами Вены в оккупированный американцами Токио, де Вааль рассказывает невыдуманную историю своих предков.
Остроумны и лукаво-комичны
Книга де Вааля — тактильный текст, наполненный впечатлениями, яркими вспышками эмоций, историческими штрихами и судьбами известных людей. Читая ее, вы как будто проваливаетесь сквозь время, чтобы лучше узнать прошлое и мысленно стать его частью.
Женщина, купающаяся в ванне. Подпись Chokusai, ок. 1920. Высота 3.9 см. — Источник
Я беру фигурку и верчу ее в пальцах, взвешиваю на ладони. Некоторые из самых старых фигурок потерты: на бедре божества, отдыхающего на листве, резьба утрачена. На цикаде — едва заметная трещинка. Кто ее уронил? Где и когда?
Эти вещицы вызывают смех — на разные лады. Они остроумны, неприличны и лукаво-комичны. Когда вертишь нэцке в руках, особое удовольствие представляет поиск автографа мастера (на подошве сандалии, на конце ветки, на грудной клетке шершня), а еще угадывание движений его руки. Я воображаю порядок действий, когда пишешь свое имя по-японски, тушью…
Двоюродный дедушка де Вааля Игги с коллекцией нэцке в Токио (1960). — Источник
История по крупицам
Читая книгу, вы не только проследите историю, но и станете лучше разбираться в искусстве — познакомитесь с известными художниками, писателями, деятелями и направлениями. И, возможно, некоторых увидите с неожиданной стороны.
«Пруст — пока еще не настоящий друг, а неофит — сделался частым гостем Шарля. Он жадно впитывал заоблачные рассуждения Шарля, любовался тем, как тот развешивает новые сокровища, как вращается в обществе. Шарль довольно близко знаком с ненасытным Прустом, чтобы указывать ему, что после полуночи пора бы уже уходить с ужина, потому что хозяевам хочется спать. Игнац, обитатель соседней квартиры, мстя за какую-то давнюю обиду, пригвождает его прозвищем Прустайон (Proust + papillon, фр. бабочка) — надо признать, довольно верно описывающим порхание Пруста с одной вечеринки на другую».
«Текст де Вааля — прекрасное, исключительно терапевтическое чтение. Спокойное, мудрое, неторопливое, связывающее все со всем и укрепляющее в читателе веру в человечество», — пишет литературный критик Галина Юзефович.
264 крошечных фигурки много лет путешествовали по миру, передавались из поколения в поколение и хранили свои истории. Эдмунд де Вааль раскрыл их секреты, чтобы мы смогли чуть глубже узнать мир, почувствовать ценность искусства и тепло зайца с янтарными глазами.