Как миф связан с религией? Как крест, хлеб и вино стали символами? И чем отличаются мифы Нового Завета от мифов Ветхого Завета?
На все эти вопросы отвечает Евгений Викторович Жаринов — российский писатель, литературовед, публицист, переводчик, доктор филологических наук. Выбрали фрагменты из его лекции из летнего курса о мифах. Очень советуем его посмотреть и послушать — там много чего интересного и неожиданного.
По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.
Откуда произошли мифы
Люди священного сана и светские сходятся в одном: у библейских мифов много прототипов, источников и предшественников. Мы не можем сказать, что Библию написал один автор в течение 10 веков. Библия распадается на две части: это Ветхий Завет и Новый Завет.
- Иудаизм использует в Библии только пять книг, связанные с пророком Моисеем, начиная с «Книги Бытия».
- Христианство берет сразу и Ветхий, и Новый Завет, причем есть канонические и неканонические Библии, это тоже серьезные различия.
- Мусульманство берет за основу библейский текст и переписывает его по-своему. Коран основан на Библии: пророк Иса — Иисус Христос, пророк Муса — Моисей. Но это все пророки, которые уступают истинному пророку — Мухаммаду.
Дьявол или Сатана? Нет, Сатанаил
В Библии не сразу появляется дьявол или сатана. В «Книге Иова» (IV век до н. э. речь идет о Сатанаиле. Сатанаил в переводе с древнееврейского означает «противящийся», но в произведении нет понятия ада и дьявола. Сатанаил — это проклятый ангел, обреченный жить вечно. Он обращается к Господу и говорит о том, что человек по имени Иов верит в Бога и надо проверить его веру, послать испытания.
Упоминание Сатанаила еще не имеет ничего общего с известными представлениями о дьяволе, которые позже сформируются в западно-европейской культуре. Это не Мефистофель, соблазняющий Фауста. Это именно Сатанаил — «противящийся» в переводе. Это ангел-истребитель, он несет смерть. Но смерть является благом на самом деле, потому что вечная жизнь — проклятие.
Почему вечная жизнь — проклятие?
Вспомним апокрифический миф о Богосфере, о вечном Иудее, который проклят был Христом, потому что во время испытаний Христа он прогнал его от своего жилища, не дал ему приют, как делали другие, и за это превратился в вечного странника. Легенда о Богосфере говорит о том, что вечная жизнь — проклятие, а смерть может восприниматься как милость Божья. Поэтому должен быть демон смерти или ангел-истребитель Сатанаил, чтобы проводить человека к смерти.
Как миф связан с религией
Напрямую, потому что религия и миф — это тождественные понятия. Миф существует только в вере, опирается на нее, а не на логическое знание, опыт или эксперимент.
Как сказал знаменитый отец церкви Тертуллиан: «Веруй, ибо абсурдно».
Вера абсурдна, она не нуждается в логическом объяснении, а у мифа есть своя логика. В книге Голосовкера «Логика мифа» сказано, что одно из проявлений логики мифа — это диалектические пары. Миф всегда рассказывает вам о мужском и женском начале, об инь и янь, о свете и тьме, о жизни и смерти, о добре и зле —о парах. Мир мифа представляет из себя глубокую взаимосвязь всех исключительных начал, как, например, жизнь и смерть. В контексте религии миф — это явление, связанное с нашим языком, а язык — это исключительно человеческое понятие. Он основан на вере, а человек не может без веры. Человек не строит свои отношения с миром только на основе логики или опыта. Он также опирается на веру, которую подкрепляет словом, рассказом — мифом.
Крест, хлеб и вино: что такое символ
Конкретной формой проявления мифа является символ. Алексей Федорович Лосев в своей книге «Диалектика мифа» дает определение символа: «он подобен математической функции из бесконечного количества значений. Символ по природе своей — знак». А знак — это любое материальное явление нашего мира: стол, стул, очки — мы живем среди этих знаков.
Знак включает в себя два понятия: обозначающее и обозначаемое.
- обозначающее: надеть очки — воспроизвести простой жест. Вы обозначили физическое действие.
- обозначаемое: в рассказе Чехова «Человек в футляре» темные окуляры Беликова начинают превращаться в метафору, потому что они закрывают глаза, а глаза — зеркало души. Значит, у Беликова нет души.
Символы отличаются от знаков тем, что они живут вместе с человеком на протяжении многих тысяч веков. Например, крест — это символ, хотя поначалу это был всего лишь знак, потому что на кресте римляне распинали рабов. Но из-за того, что эту унизительную и мучительную казнь применили к Христу, этот знак стал символом, и этот символ с каждой эпохой наполняется новым смыслом, превращаясь в функцию с бесконечным количеством значений.
Казнь раба в Древнем Риме превратилась в суть христианства.
Древо — тоже символ в библейских мифах. Вы вспоминаете о древе познания добра и зла, растущем в Эдеме. Если режиссер на экране изображает одиноко стоящее дерево, он вкладывает смысл, потому что он обращается уже к древу не просто как явлению растительности, а как к символу.
Свеча, вино, хлеб — это символы. Через символ выражается миф. Это может быть не только рассказанная история, но и определенный предмет. Когда в руках оказывается крест с распятием, мы погружаемся в историю Нового Завета.
Чем отличаются мифы Нового Завета от мифов Ветхого Завета?
Мифы Ветхого Завета говорят о договоре Бога и человека. Завет — это и есть договор. Есть старый договор — Ветхий Завет, и есть новый договор — Новый Завет. Богу было очень трудно с человеком: человек получился несовершенным. Бог пытается договориться, но Адам и Ева в Эдеме нарушили договор и сорвали плод с Древа познания добра и зла.
Почему это так важно?
Сейчас мы живем в эпоху, когда люди забыли об этом запрете, мы стремимся к познанию, потому что живем в эпоху Фауста — в эпоху договора уже не с Богом, а с дьяволом. Изобретение двигателя внутреннего сгорания позволило людям с удобством передвигаться на машинах. Но парниковый эффект никто не отменял, и мы живем в угрозе очередного Всемирного потопа, потому что лед на северных полюсах тает катастрофически быстро. По мнению Бога, есть знания, которые человеку вредны и не нужны: падение это началось с того, что кто-то съел не то яблоко, а перешло в замену религии наукой — она родилась в эпоху Фауста.
В Новом Завете Бог меняет свое отношение к человеку. Трудно с человеком, с ним надо все время ухо востро держать и что-то ему новое предлагать. А именно: он отправляет своего сына на распятие, прекрасно зная, что его распнут. А Христос — это богочеловек, в нем божественного больше, чем человеческого. Господь в Новом Завете говорит: «Видите, что вы сделали с моим сыном? И я не уничтожил вас потопом, не уничтожил вас огнем, как города Содом и Гоморра. Почему? Потому что ненависть и наказание, принцип „око за око, зуб за зуб“ сменяется любовью моей».
Подробнее о мифе — в летнем лектории «Мифология». По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.
Обложка: unsplash