Выбрали советы из книги всемирно признанной акварелистки Джин Хэйнс. Рассказываем и показываем, как изображать свет с помощью акварели. И оттачиваем навыки, рисуя этюд с бабочкой. Очень тепло и по-летнему.
Тепло и контраст
С чего начать рисовать свет? Очевидное решение — выбрать цвет, который сразу насытит картины теплом и солнечными лучами. Яркие цвета прекрасно передают свет. Еще один эффективный метод — контраст холодных и теплых оттенков.
В этом этюде базилики святого Марка в Венеции сочетание кадмия оранжевого и желто-оранжевого создает иллюзию яркого солнечного света, падающего на здание. Те же цвета разной насыщенности по всему рисунку создают иллюзию солнечных лучей, падающих на фасад.
Маленькие блики
Любимая техника многих художников — простые маленькие блики в «стратегических» местах. Так создается иллюзия отраженного света или луча, падающего на определенный объект. Например, взгляните на глаза мыши в этом этюде. Небольшие участки белого очень оживляют картину.
Незакрашенные белые участки
Еще одна техника — оставить незакрашенными большие участки бумаги композиции, как на рисунке со сборщицей трав (внизу). В отличие от маленьких бликов, тут создается эффект ослепительно-яркого солнечного света.
Взгляните на эту фигуру на ярком солнце. Если вы посмотрите на брюки, то заметите, что красные цветы на ткани изображены краской разной насыщенности. Более светлые участки менее яркие, поскольку находятся не на прямом солнце.
Платок сборщицы очерчен простым голубым контуром вверху. Голубая краска слегка растекается на белый платок, создавая дополнительный эффект солнечного света. Затылок очерчен резче, света с этой стороны меньше, но больше глубины, на что указывает листва вдали.
Мастер-класс: этюд с бабочкой
Это простое упражнение объединяет разные методы изображения света. Джин Хэйнс изображает бабочку, не вдаваясь в детали и нарочно рисуя лишь половину. Она не стремится передать на рисунке всю информацию; многие детали будут опущены.
«Я нарисую тело бабочки и только одно крыло, рассказав историю, но сообщив как можно меньше», — пишет Джин.
1. Найдите начальную точку. В данном случае это голова бабочки.
2. Постепенно «нарастите» тело бабочки, но оставьте некоторые участки незакрашенными, поскольку свет будет падать и на них. Хотя это небольшой участок, работайте скругленными мазками.
3. Добавьте начало крылышек сбоку от тельца и аккуратно растяните цвет, формируя верхнее крыло.
4. Нарисуйте форму крыла, оставляя участки незакрашенной бумаги.
5. Очертив форму крыла, добавьте второй цвет. Капните фиолетового на мокрую оранжевую краску. Кистью-линером изобразите тонкий красивый контур крыла. Оставьте белые участки по всему рисунку — так вы создадите ощущение легкости и прозрачности хрупких крылышек.
6. Смягчите контур, смочив кисть свежей чистой водой и создав ощущение движения на законченном рисунке.
7. Поставьте две небольшие точки, определив положение усиков.
8. Добавьте линии усиков. Смягчите крылья. Избегайте участков сплошного цвета, иначе рисунок будет выглядеть не живым, а «деревянным».
9. Добавьте драматичный акцент: темные пятна на крыльях.
10. Темный цвет растечется по влажной фиолетовой краске.
11. Пятна темной краски в центре рисунка уравновесят композицию и создадут глубину.
12. Готовый рисунок интересен и пронизан светом. Зона слева словно залита ярким солнцем.
13. Добавьте теплую желтую заливку. Этот цвет изображает солнечные лучи, которые будто светят на бабочку; после высыхания возникнет иллюзия теплого солнечного дня. Позвольте желтой краске свободно растекаться; получится интересный верхний слой.
По материалам книги «Сияние акварели»