Творчество
20 советов от известных акварелистов: от Терри Харрисона, Джин Хэйнс и других художников
19 сентября 1 669 просмотров
Творчество
20 советов от известных акварелистов: от Терри Харрисона, Джин Хэйнс и других художников
19 сентября 1 669 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

В МИФе много книг про акварель: у нас выходили книги Терри Харрисона, Чарльза Эванса, Даниэлы Дональдсон, Венди Тейт, Джин Хэйнс и других знаменитых мастеров. Заглянули в эти прекрасные и яркие книги и выбрали полезные советы для начинающих художников (хотя, возможно, и опытные мастера найдут тут что-то ценное). Ловите и творите!

Советы от Терри Харрисона

Терри Харрисон в искусстве с 1984 года и знает, что найти полезную книгу начинающим творцам не так легко. «Мне, как новичку, в них все казалось невероятно сложным, — пишет Харрисон, — поэтому я решил написать книгу, которую сам хотел бы прочитать». На самом деле в МИФе вышли целых две его книги: «Карманная книга акварелиста.100 советов по совершенствованию мастерства» и «Акварельные пейзажи».

✔ У меня в студии стоит полное ведро воды для мытья кистей. Ведь чем больше воды, тем они чище. В маленькой банке из-под варенья кисть не прополоскать как следует, а в большой емкости вода дольше остается чистой. Никогда не оставляйте кисти в емкости с водой: ворс согнется, а древко размокнет, пойдет трещинами, и краска на нем облупится.

✔ Часто говорят, что нельзя рисовать черной краской, и вот почему: черный цвет тусклый и безжизненный, а его пятно на рисунке становится главным элементом. Нужные темные цвета всегда можно смешать из основной палитры: они выглядят гораздо живее и органичнее.

✔ Рисовать по фотографии можно. Так делают многие художники. Главное — не копировать снимок, а только взять его за основу. Идеально точно воспроизвести изображение очень трудно. Однако, опираясь на него, вполне возможно создать великолепную картину.

✔ После высыхания акварель можно намочить водой и промокнуть губкой, бумажным полотенцем или влажной кистью. Учтите, что у пигментов разная стойкость и начисто промакиваются не все; поэтому предварительно потренируйтесь на ненужном листе бумаги.

Советы от Чарльза Эванса

Чарльз Эванс — один из ведущих британских художников. Свою кипучую энергию и обаяние он реализует в творчестве, а его работы обладают легкостью и лаконичностью, о которых мечтают многие художники. Он много путешествует по Великобритании и континентальной Европе, устраивает художественные каникулы и общается с единомышленниками. У нас выходила его книга для новичков — «Карманная книга акварелиста.100 основных приемов».

✔ Сколько нужно кистей? Четырех достаточно. Мой комплект: плоская кисть для заливки шириной 4 см, плоская кисть для заливки шириной 2 см, круглая № 8 и лайнер № 3. Это классические формы и размеры, они используются не один век, но изготовлены по самым современным технологиям. У синтетического ворса скругленные кончики, как у натурального.

✔ Я покупаю краску в тюбиках, потому что с ней проще и быстрее работать. Из тюбика краска выдавливается за секунду — остается добавить воды. Если краска засохнет на палитре, ее можно размягчить водой.

✔ Вам не нужны никакие коричневые краски, кроме умбры натуральной. Смешайте ее с ультрамарином синим — и получится сепия, добавьте сиену жженую — получится Ван Дик коричневый. Сиена жженая с умброй натуральной дает умбру жженую. Четыре коричневых оттенка из одного тюбика!

✔ Элементы вдали рисуйте на влажной заливке, чтобы контуры вышли нечеткими. Для дальнего плана делайте бледные замесы с добавлением цвета неба: синеватые объекты кажутся дальше. Не используйте зеленый и не прописывайте детали, максимум давайте намеки на них.

Советы от Джин Хэйнс

Джин Хэйнс — всемирно признанный акварелист. Она училась также в Китае, и это заметно повлияло на ее стиль. Сотрудничала с мастерами из Индии и Пакистана и вдохновилась их яркой цветовой гаммой. В картинах Джин «Запад встречается с Востоком», что придает этим работам неповторимый шарм. Свободная техника (без предварительного рисунка) дает результат, которым можно восторгаться бесконечно. У нас вышло четыре книги Джин Хэйнс: «Живые цветы акварелью», «Атмосферная акварель», «Акварель без правил» и «Мир акварели».

✔ Выбирайте бумагу плотностью 300 г/м² или больше/ Помимо качества и плотности бумаги, имеет значение и ее текстура. Шероховатая бумага хорошо удерживает краску на неровной поверхности и позволяет создавать удивительные текстурные эффекты. Для объектов с гладкой, шелковистой текстурой, например маков, подходит гладкая бумага.

✔ Я держу кисти под разным углом относительно бумаги. Чтобы лучше контролировать работу над мелкими деталями, я беру кисточку у самого ворса. Когда рисую длинные тонкие линии, то, наоборот, держу кисть за кончик древка, что дает больше возможностей, поскольку двигается вся рука, а не только запястье. Благодаря этому удается передать динамику.

✔ Переусердствовав с контурами, вы рискуете лишить рисунок непосредственности. Мой главный совет при работе в свободном стиле — останавливайтесь задолго до того, как вы решите это сделать. Рисунок в свободном стиле часто бывает законченным, хотя художник этого еще не видит.

✔ Чаще всего я работаю с кистью № 10. Ее можно держать под прямым углом к листу и рисовать только кончиком. Если касаться листа всей боковой поверхностью кисти, то мазки получаются широкими и гладкими. Такой захват идеально подходит для моей техники рисования «от стартовой точки».

Советы от Даниэлы Дональдсон

Даниэла Дональдсон — художница, работает в смешанной технике рисования акварелью и графитным карандашом. Она любит хэндмэйд и рисует вроде бы самые обычные вещи. Но получаются они — совершенно волшебными. Широкой палитрой цветов и изящными деталями она воплощает знакомые всем вещи в фантазийной технике и уравновешенной композиции. У нас выходила книга Даниэлы — «Креативная акварель».

✔ Если бы вы пришли на мой мастер-класс, то услышали бы, как часто я повторяю: «Когда кажется, что воды достаточно, добавьте еще!». Чтобы сохранилась чарующая прозрачность цветов, белая бумага должна просвечивать сквозь слой краски.

У меня не так много строгих правил, но одно из них — никогда не наносить краску из кюветы сразу на рисунок, не смешав ее с водой.

✔ Как быть, если рисовать хочется, но вот идей — ноль? Заведите папку вдохновения. Заполняйте листы, отрабатывая разные практики. Например, алфавитную: выберете букву, придумайте на неё слово и рисуйте. Смотрите, сколько всего можно придумать: С — слоны, Е— единороги, Т — тапки, И — просто буквы «и» (почему нет?). Заведите артбук и заполняйте страницу рисунками.

✔ Акварельные ореолы — это бомба! Они появляются, если на влажную заливку попадает сильно разведенная краска или вода. Иначе говоря, если объем влаги на каком-то участке увеличивается. Чтобы создать ореолы, нанесите заливку и дайте ей чуть схватиться, затем капните воды и наблюдайте за волшебством.

✔ В одной руке я всегда держу кисть, в другой — скомканное бумажное полотенце. Им я удаляю лишнюю влагу с кисти, промакиваю лужицы на рисунке и, аккуратно прижимая к заливке, создаю на ней узоры. Если положить на нее фактурное бумажное полотенце, на ней отпечатается рисунок.

Советы от Венди Тейт

Художница Венди Тейт посвятила всю жизнь изобразительному искусству. Много лет она проводила мастер-классы и вела курсы живописи в художественных клубах и сообществах. Сейчас она не преподает, но по-прежнему активно занимается творчеством. Работы Тейт удостоены наград; ее кисти принадлежат почтовые марки с изображением времен года, выпущенные правительством Джерси. Этим летом у нас вышла ее книга «Цветочные акварели Венди Тейт».


Это картина Венди Тейт. Посмотрите, какая красота: аж дух захватывает!

✔ Если краски не текут и не смешиваются — значит, воды слишком мало. Сбрызните лист чистой водой из пульверизатора и добавьте краску с помощью кисти. Это нужно сделать быстро, пока краска не подсохла и не дала жесткие контуры.

✔Техника «мокрым по сухому». Если вы кладете краску на сухую бумагу, вам легче контролировать ее растекание, чем в технике «мокрым по мокрому». Это идеальный вариант для финальных стадий или детальной прописи отдельных участков цветка.

✔ Я не делаю набросков. Слишком велик соблазн начать стирать линии, испортив поверхность бумаги. Если вам нужно наметить расположение цветка на листе, проведите одну очень бледную направляющую линию и не стирайте ее, когда закончите картину.

✔ Чем темнее тон, тем меньшую область он должен покрывать. Если вам нравится прорабатывать детали, делайте это на маленьких темных участках и никогда на самых светлых областях. Иначе ощущение свежести будет утрачено. Учитесь распознавать не только цвет, но и тон.

Обложка: unsplash

Рубрика
Творчество

Похожие статьи