Творчество
Круглая, плоская, каллиграфическая: тестируем кисти с Вероникой Калачевой
11 октября 808 просмотров
Творчество
Круглая, плоская, каллиграфическая: тестируем кисти с Вероникой Калачевой
11 октября 808 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Вероника Калачева — художник-акварелист, иллюстратор, опытный преподаватель и основатель знаменитой школы рисования Kalacheva School. Она же написала книгу «Акварель», которая вышла в МИФе. В одной из глав Вероника тестирует кисти, чтобы понять ее возможности. Делимся это полезной и увлекательной информацией.


Тест № 1: круглая кисть



Акварель

Первым делом посмотрим, какие основные штрихи может дать обычная КРУГЛАЯ КИСТЬ.

1. Сначала проведите прямую линию, почувствуйте характер кисти: много ли краски она набирает, отдает ли цвет равномерно.

2. Второй штрих сделайте максимально тонким; для этого лучше расположить кисть почти перпендикулярно листу, перехватив ее рукой чуть удобнее.

3. Поэкспериментируйте: выполните вариативную линию, меняя нажим.

4. Прижмите ворс к поверхности бумаги и проведите энергичный штрих. Должен получиться сухой край. Обратите внимание на этот штрих! Стоит ему появиться в работе, как акварель станет смелее и динамичнее от одного движения.

5. Попробуйте взять кисть ближе к кончику, поворачивайте ее то в одну, то в другую сторону, не слишком контролируя ее движения. Сделайте несколько отпечатков кисти: только ее кончиком или всем ворсом — с нажимом. Во втором случае краска распределяется неравномерно, и это дает интересный живописный эффект, который нам может пригодиться.

Тест № 2: рисунок черенком

Есть один довольно странный тест, который я обязательно проделываю со всеми кистями. Я пробую рисовать черенком. Все кисти разные, у некоторых кончик ручки довольно острый и может участвовать в живописном процессе; некоторые (например, каллиграфические) не имеют острого кончика вовсе.

1. «Вытягивать» краску черенком кисти нужно там, где много влаги. Я просто переворачиваю кисть и вывожу линию из заливки.

2. Последний тест, который я провожу, — проверяю, как кисть создает брызги. Самый «чистый» способ такой: взять кисточку в правую руку и легко постучать ею об указательный палец левой (или наоборот, если вы левша). Так брызги попадают на лист, а не на всё вокруг.

Все кисти брызгают по-разному, но самые эффектные результаты дает веерная.

Тест № 2: плоская кисть

Тесты ПЛОСКИХ КИСТЕЙ я провожу по тому же принципу:

− сначала прямой штрих широкой стороной;

− затем узкой стороной;

− пробую менять направление движения;

− делаю отпечатки.

Кстати, у этой кисточки кончик с обратной стороны бесподобный. У акриловой прозрачной ручки срезанный край, будто созданный для меня: я всё время ею что-нибудь процарапываю.

Тест № 3: каллиграфическая кисть

Еще я очень люблю КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЕ КИСТИ. Работаю ими так. Сначала намешиваю цвет и как следует напитываю ворс краской. Потом довольно сильно прижимаю ворс к палитре, чтобы волоски распределились веером.

Поскольку мех козы, барсука и волка не такой эластичный, как белки или колонка, ворс не торопится сам собираться в вершинку. Получается «лохматая кисть» — идеальный вариант для рисования деревьев, трав или развевающихся волос.

Тесты ВЕЕРНОЙ КИСТИ провожу по следующим принципам:

− прямой штрих дает сразу несколько параллельных линий разной толщины;

− кисть, расположенную ребром, я верчу понемногу то по часовой стрелке, то против: получаются лихие штрихи, напоминающие те, что можно вывести каллиграфической кистью;

− и конечно, брызги. С помощью веерной кисти можно выполнить очень красивую россыпь.

Тест № 4: нетрадиционные кисти

Тут вы, возможно, спросите: зачем нужны нетрадиционные варианты, неужели не хватает обычных инструментов? Конечно, можно обойтись и набором кистей, который вы подобрали исходя из особенностей вашей техники. Но я люблю эксперименты, они дают мне свободу выражения эмоций в работах.

Это своего рода игра. Я могу сделать кисть из подручных материалов, например зубочисток, прикрепив их скотчем к пластиковой карточке. И знаете что самое интересное? Очень часто в ходе таких экспериментов мне приходит в голову какой-то новый простой способ, как легко и просто изобразить какую-то фактуру. Потом ученики меня спрашивают: что за кисть такую я использовала? Где ее купить? А я отвечаю что-нибудь вроде: «О, да это же моя метелка из веревок, обожаю ее!»

Проведите эксперимент: найдите разные вещи и посмотрите, как они себя поведут, если ими порисовать. Окуните их в краску и поэкспериментируйте на листе.

Вы удивитесь тому, какие живые и интересные штрихи они могут давать. Очень часто листы, на которых я протестировала необычные кисти, мне нравятся уже сами по себе. В них есть свежесть и непосредственность.

По материалам книги «Акварель»

Рубрика
Творчество

Похожие статьи