Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Покорность, стыдливость, недоверие. Почему мы ведем себя так, а не иначе
20 июня 2022 7 985 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Почему мы раз за разом совершает одни и те же ошибки? Каким образом проигрываем один и тот же сценарий? Есть ли выход из этого замкнутого круга?

Есть. Публикуем отрывок вебинара курса «Токсичные люди». Практикующий психолог и схема-терапевт Дарья Счастливова рассказывает, что такое схема-терапия, как она формируется и причем тут наши родители.

По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.



Курс «Токсичные люди»

Что такое схема-терапия

Это метод психотерапии, разработанный для людей, страдающих затяжными эмоциональными нарушениями, личностными расстройствами, а также имеющих хронические психологические проблемы, повторяющиеся в разных сферах и периодах жизни, формирующие «негативные психологические паттерны».

Это интегративный, современный доказательный подход, который вобрал в себя многие психотерапевтические школы: классические, когнитивно-поведенческую терапию, психоаналитические теории, теории привязанности, гештальт-терапию. Он помогает людям с расстройством личности начать жить более качественной жизнью и разобраться со сложными моментами работы своей психики.

Что включает в себя схема-терапия?

Схема-терапия включает в себя три основных понятия, на которых держится структура самого подхода.

1. Потребности — это эмоциональные потребности, которые возникают у ребенка, когда он появляется на свет

2. Схемы — паттерны, устойчивые представления, когнитивные убеждения о себе и о мире, которые формируются у человека, если его потребности не удовлетворяются детстве, либо если его потребности слишком удовлетворяются.

Думаю, что многие слышали такой термин, как гиперопека. Или, наоборот, невозможность устанавливать свои границы — гиперобеспечение безопасности. Всё это пагубно влияет на человека.

3. Режимы — состояния, в которые мы попадаем, когда происходит активация схем. То есть это наше эмоциональное состояние, наше поведение, то, что с нами происходит здесь и сейчас.

Сейчас у нас описано 18 схем. Считается, что у человека со здоровым функционированием психики, таких функциональных схем немного, и они не всегда активны. То есть схема может спать и активируется только под воздействием какого-то триггера. Например, у меня есть схема покинутости. Она может просто спать, но активируется в моменты, когда что-то происходит моей жизни: близкий человек меня покидает, развод. Дальше поговорим, что происходит, когда схема активируется.

Если у человека нарушена психика, то у него этих схем достаточно много. У людей с расстройством личности схемы активны всегда.

Человек с расстройством личности (я беру крайний полюс, у которого схемы всегда активны) постоянно живет в ожидании, что его покинут, что-то случится.

Что такое схема

1. Включает воспоминания, эмоции, когниции (убеждения) и телесные ощущения

Наши эмоции живут в теле. Вас, допустим, били, вы зажимались, а тело запоминало, как вы реагировали на это. Схема — это будто очки, фильтр, через который вы воспринимаете себя, людей и мир в целом. У вас образовалась схема → вы на нее реагируете защитным механизмом. Реагируете защитным механизмом → потребность всё равно не удовлетворяется. Вы находитесь в закольцованности. Если вы 10-20-30 лет находитесь в закольцованности, то схема крепнет-крепнет-крепнет.

2. Распространяется на себя и на отношения с другими людьми
3. Возникает в детстве или подростковом возрасте
4. Развивается на протяжении всей жизни
5. Даже при условии, что схемы закрепляются сразу, как только они образуются, мы не всегда их осознаём
6. Как правило, они функционируют достаточно хитроумным способом вне нашего сознания
7. Когда проявляется действие схемы, обусловленное определенными событиями, наши мысли и чувства ей же и контролируются. Именно в такие моменты люди, как правило, испытывают крайне негативные эмоции и обдумывают негативные мысли

Происхождение схем

  • Биологические факторы (врожденные и приобретенные особенности темперамента)
  • Психологические факторы (негативный опыт детства и подросткового возраста)
  • Социальные факторы (влияние культуры, группы сверстников)

Когда ребенок рождается, у него есть какие-то генетические предпосылки, есть темперамент и его особенности. Если совсем метафорически, я бы сказала, что есть дети — футбольные мячи: их бьют об стену или ногами, (это, конечно, сейчас не в прямом смысле). Это значит, что у них достаточно сильный темперамент). Он позволяет какие-то вещи от себя отталкивать. Есть дети — воздушные шарики. Это более тонко чувствующие дети, более тонкий темперамент.. У этих детей больше вероятность, что те или иные события повлияют на них пагубным образом. А есть дети высокочувствительные, темперамент которых даже не сильно страшное проявление, с точки зрения нормы, может на них повлиять так, что сформируется схема.

Схема формируется еще не только из-за словесных посланий или физических действий родителей.

Родитель может невербально проиграть какое-то отношение, и ребенок может считать это просто ввиду своих особенностей. Не всегда родитель был плохой — просто так ребенок отреагировал.

Бывает, приходит человек в терапию: в целом более-менее всё в семье было окей, но в школе был сильный буллинг. Когда ты спрашиваешь человека, мог ли он прийти к родителям, то человек отвечает: «Нет, не мог». Он переживал, что мама расстроится. Здесь уже понятно, что мама и папа вроде были хорошие, но такая инверсия ролей происходила. Маленький ребенок боялся сказать маме из-за того, что она расстроится. Тогда уже мама в какой-то детской позиции находится. Как так? Мой ребенок меня расстроит, а где моя устойчивость, которую я должна ему дать? Это, конечно, всё взаимосвязано. Почему этот буллинг в школе не прекратился? Потому что не было доверия между родителями. Или родитель узнал, но не защитил.

Из чего состоит схема

Посмотрим, из чего состоит в итоге схема Сергея.

Сергею 35 лет. В детстве у него был старший брат, с которым родители постоянно сравнивали Сергея не в его пользу. Брат в сравнении оказывался всегда лучше, умнее, организованнее. Потребность в ощущении себя ценным была у Сергея фрустрирована в том возрасте, когда формируется самооценка. Таким образом, у Сергея появилась схема неуспешности. Несмотря на то, что он стал в итоге успешным юристом, внутри у него постоянно возникает ощущение, что он хуже других, ни на что не способный неудачник. Схема заставляет его всё больше времени и сил уделять работе, достигать больших результатов и успехов, но при этом Сергей не чувствует свою ценность. Он кажется обманщиком в глазах других, у него нет близких отношений, и он находится в постоянном движении и тревоге.

На примере случая с Сергеем

  • Когниции (мысли, убеждения): я хуже других, глупее других. Мир — место, где все конкурируют друг с другом и выживает сильнейший. Другие умнее, лучше и способнее меня. Условные правила: если я не буду много и успешно работать, другие поймут, что я глупый и некомпетентный
  • Эмоции: тревога, вина
  • Телесные ощущения: сердцебиение, напряжение в спине, тяжесть за грудиной
  • Воспоминания: отец постоянно сравнивает Сергея с братом
Схема — это многослойная история. Здесь и мысли, убеждения, когниции, и эмоции, которые человек ощущает, и в теле он что-то чувствует, и воспоминания.

Например, муж начинает агрессировать на супругу, замахивается на нее, и у девушки в этот момент активируется схема: у нее активировалось воспоминание потому что ее, может, родители били в детстве. Она чувствует эту зажатость, у нее опыт только «спастись, быть покорной», потому что тогда это было адаптивной реакцией. Тогда ее покорность помогла ей выжить. Ребенок должен оставаться в контакте со взрослым, иначе он не выживет. Эта ловушка и формирует потом то, что вам приходится использовать копинги, защиты, чтобы оставаться в контакте.

Какие схемы бывают

Существует 18 основных схем. Джеффри Янг, создатель схема-терапии, долго проводил научную работу и понял закономерность, как неудовлетворение тех или иных потребностей влияет на формирование схем. У него получилось создать такие кластеры, объединяющие схемы.

Неудовлетворенная потребность в надежной привязанности (безопасность, понимание, принятие)

Если она не удовлетворяется, то у нас формируется схема покинутости, недоверия и жестокого обращения, эмоциональной депривации, схема дефективности и схема социальной отчужденности.

1. Покинутость / нестабильность

Схема связана с ожиданием, что один человек скоро потеряет другого, того, к кому уже сформировалась эмоциональная привязанность. Человек считает, что близкие отношения в скором времени закончатся.

Схема может активироваться под воздействием какой-то ситуации, либо может быть активна постоянно, в зависимости от нарушенности. У людей с пограничным расстройством личности схема покинутости лежит в ядре структуры: у них всё время активно ощущение покинутого ребенка. В детстве эти дети, возможно, пережили какое-то расставание с родителем: развод, смерть. Родитель может непредсказуемо и импульсивно влиять: сегодня я тебя люблю, сегодня — с тобой, завтра — отстань, я тебя видеть не хочу.

2. Недоверие / жестокое обращение

Ожидание того, что люди будут пользоваться тобой в своих интересах. Человек ждет, что другие сделают ему больно, обманут или предадут. Под влиянием этой схемы люди часто стараются напасть первыми или впоследствии отомстить. В детстве таких людей часто оскорбляли или использовали в своих интересах родители, братья, сестры, сверстники.

3. Эмоциональная депривация

С одной стороны, наверное, наиболее часто встречающаяся схема. С другой стороны — может быть трудной для диагностики.

Схема формируется в нескольких случаях: когда, например, не удовлетворялась потребность в заботе и потребность в понимании, внимании, теплоте, любви. Либо не удовлетворялась потребность в эмпатии: тебе не слушали, не понимали, что ты хочешь донести, не разделяли твои чувства.

Человек с этой схемой живет в убеждении, что другие не будут заботиться о нем. Часто человек под воздействием этой схемы человек начинает какие-то отношения, но у него заранее есть убеждения, что ему ничего не дадут. Он уже с этим идет в отношения. Ему начинает мерещиться, что ему что-то недодали. Начинает нападать на партнера, тот в недоумении, а на самом деле это человек провалился в свои детские ощущения.

4. Дефективность / стыдливость

Эта схема связана с мыслями о том, что человек внутренне несовершенен, а если он начнет близко общаться с другими людьми, то они увидят его несовершенства и сразу же прекратят отношения. Ощущение несовершенства и несоответствия часто приводит к сильному чувству стыда.

Как правило, родители критично относились к таким детям и заставляли их думать, что они недостойны быть любимыми просто за то, что они есть.

5. Социальная изоляция / отчуждение

Схема основана на вере в то, что человек изолирован от мира, отличается от других людей и/или не является частью какого-либо сообщества. Эта вера обычно связана с детским опытом: ребенок видел, что он либо его семья отличались от других.

Подробнее о видах схем — на курсе «Токсичные люди». По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.

Обложка: pexels

Похожие статьи