Страх — это нормально, это наша природная данность. Но как сделать так, чтобы страх не захватывал и не вводил нас в то состояние, когда невозможно ни жить и ни работать.
Публикуем отрывок вебинара Юлии Тертышной — executive-коуча, соавтора книги «Тень как ресурс» и эксперта курса «Практики ресурсных состояний».
По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.
Бояться — это нормально
Страх — это базовая вещь, она связана с нашим инстинктом. У нас есть реакции «бей или беги» и «замри» — они способствовали нашему выживанию. Был такой саблезубый тигр, который в любой момент мог на человека напасть, и, если бы мы не испытывали страх, то человек бы не выжил.
Что происходит сейчас?
Время поменялось, и ситуации, которые нас пугают, очень редко несут реальную физическую угрозу для нашей жизни. Но реакции остались те же самые — как будто сейчас нападет тигр. Мы не совсем адекватно реагируем на происходящее.
Мы научились бояться, но благодаря нашей биологии, боимся по тем же шаблонам. Когда же мы долго находимся в страхе, мы не можем как следует расслабиться. И вот тогда это становится ненормально.
Когда мы долго находимся в страхе, мы сами вредим себе. Источник
Если вы боитесь, хорошо бы в этот момент выйти в позицию наблюдателя, когда вы можете посмотреть на себя со стороны и сказать: «Да, я сейчас испытываю страх, это нормально». А дальше задать себе вопрос: «А что я буду с этим делать?»
Если мы долго находимся в эмоциональном захвате и не можем из него выйти, то, скорее всего, это реакция нашего внутреннего ребенка. Когда вы охвачены страхом, когда вы сидите, сжавшись в комок, поджав руки, ноги, и ничего не можете с этим делать, важно, чтобы к внутреннему ребенку пришел на помощь ваш внутренний взрослый, который сказал бы: «Зайка моя, ты боишься» или «Любимчик мой, тебе сейчас страшно». И показал бы, что всё будет хорошо, всё в порядке, успокоил ребенка.
Страх и тревога. Как различать?
Работа со страхом и тревогой — это два совершенно разных направления. Для страха всегда есть конкретная причина. Например, я прямо сейчас боюсь потерять работу, потому что позавчера пришел начальник и сказал, что 30% сотрудников будут сокращать. Или я боюсь остаться без денег, потому что два дня назад в организации вышел приказ, что отменят премию.
Например, когда молодые мамы только входят в материнство, они переживают, как бы чего не случилось с ребенком. Есть тревожные барышни, которые бегают, проверяют, как их младенец дышит, потому что им очень тревожно. Но это фоновая история. Потому что ребенку, например полгода, а они всё еще не привыкли, что ребенок жив, и что ему ничего не грозит: он лежит в своей кроватке или играет в своем манежике.
Или тревога может проявляться так: вы выходите на улицу, а затем возвращаетесь проверить, закрыли ли квартиру. Никакой причины. Соседка вам не звонила и не говорила: «А чего у тебя дверь открыта?» Просто вы думаете, что забыли ее закрыть. Боитесь, что это правда, и возвращаетесь.
Как сделать так, чтобы тревога отступила
Попробуйте ответить на вопрос: «Насколько вы тревожный человек?»
Попробуйте оценить в баллах, где 10 — это очень тревожный человек, зашкаливание, такой тревожный человек, который по пять раз моет руки, верит во все микробы, во все плохие истории, понимает, что мир очень опасен, просыпается и думает, как тревожно.
Тревога сильно влияет на нашу жизнь. И иногда делает её невыносимой. Источник
Те, у кого тревожность больше 5, всегда помните про себя: вы тревожный человек. Почему важно это помнить? Когда вы начинаете тревожиться, когда вы хотите проверить, закрыли ли вы квартиру, или пятый раз помыть руки, важно в этот момент вспомнить: «Я же очень тревожный человек». И я, как очень тревожный человек, начинаю сейчас придумывать действия, чтобы справиться с тревогой.
Иногда тревога бывает фоновой: вроде всё хорошо, никаких новостей не смотрели, проснулись — и уже в тревоге. В этот момент хорошо бы сказать:
«Тревога, я тебя вижу. Я больше, чем моя тревога. Я знаю, что я иногда впадаю в тревожное состояние, что со мной так бывает, что надо подышать, но никто в мире ни разу не умер от панической атаки. Никогда».
Если вы понимаете, что вы тревожный человек, не смотрите новости. От того, что вы их посмотрите один раз в день, а не пять, ничего не изменится. Договаривайтесь с собой в тот момент, когда всё в порядке: новости смотрим один раз в день в такое-то время.
Если вас захватила тревога, скажите себе: «Что-то я растревожилась, надо посидеть, подышать нижними ребрами». И после двух минут дыхания ваша диафрагма расслабится, тревога снизится на несколько баллов или отпустит совсем.
Мой личный черный сценарий
Выберите один страх. Лучше не брать страх смерти. Страх смерти — это наш экзистенциальный страх, наша данность, и мы все учимся с этим жить.
Выберите, например:
— Страх начать новое дело
— Публичное выступление
— Страх неудачи в новом деле
— Страх не найти своего человека и провести жизнь в одиночестве
Или что-то другое.
Напишите этот страх на тетрадном листе или в блокноте. И начинайте создавать свой личный черный сценарий.
Например: «Я не нашла себе человека, миллион раз была на свиданиях, и это были разные истории, а вот мне теперь 90 лет, на свидания уже ходить сил никаких нет, вот одна, боюсь, что умру и потом…»
В подробностях опишите, пожалуйста, свой личный черный сценарий.
Один клиент говорил мне: «Я боюсь, что меня уволят». Он работал в банке. У него была хорошая должность зампреда, но ему всегда говорили: «Мы ждем от тебя лидерства». Наняли ему коуча (меня), чтобы с лидерством разобрался. Оказалось, что он боится.
— Я не выступаю на правлении никогда. Если спросят — дам какой-то короткий ответ по делу, но сам инициативу никакую не выдвигаю
— А что тебе сказать нечего?
— Нет, мне всегда есть что сказать, но я боюсь, что скажу не то, и меня уволят.
Идем дальше. Что самое страшное?
Опишите последствия. Например, в моем случае клиент боялся следующего: «Если меня уволят, конечно, у меня есть немного денег про запас, но ипотека за мою квартиру такая большая, что я точно не смогу за нее платить». Это было для него самое страшное.
Подчеркните, что для вас самое страшное, и опишите последствия.
Что в этом самое страшное?
Описываем дальше, что может случиться.
В случае клиента самое страшное было, что квартиру отберет банк. Я спросила его, останется ли он на улице? Он сказал: «Нет, на улице я не останусь, но хватит денег на самую маленькую квартирку». Вот его самый страшный сценарий: вместо большой новой квартиры, взятой в ипотеку, у него будет маленькая квартирка.
Что в этом самое-самое страшное?
Напишите, что в этой ситуации самое-самое страшное.
Мне клиент говорил:
— Мы живем в тесноте. Мы все вместе съехались в однушку, у меня двое детей, мы с женой, и нам всем не очень
— Ну и что тогда?
— Ну что? Я пью
— Прямо вот совсем пьешь?
— Прямо совсем пью
— Долго?
— Долго не смогу, привычки нет, но неделю-две прямо пью
— А что после?
— После начинаю работу искать
— И как?
— Деньги нужны, беру абы какую работу
— И тогда? Что дальше?
Важно, чтобы вы доходили до самого по-настоящему черного сценария. В его случае черный сценарий такой: «мы всей семьей живем в однушке, как когда-то, с чего он начинал, и он две недели пил, потом пошел, устроился на абы какую работу».
Дальше я говорю:
— Смотри на это, как на фильм. Что происходит дальше?
— Я вообще-то способный мужик, я всегда вижу, чего надо улучшить
Он до своей должности сам дорос, его никто туда за руку не привел и не посадил.
— Я понимаю, что надо сделать, быстро начинаю расти. Даже если я с самого начала начну, то тут же начну замечать и делать что-то сильно больше, чем мне положено должностной инструкцией. И в этот момент я очень сильно вырасту.
Самое страшное в его худшей версии было, что он оказался в однушке, две недели пропил, после этого пошел и начал новую жизнь, новую карьеру в новой организации.
Весь его страх был в том, что он будто боялся зайти в темную комнату, потому что там есть нечто. Дверь он туда вообще не открывал. Но, как только понял, что он по-любому выживет, что ему не надо молчать и бояться сказать что-то ужасное, он стал спокойнее говорить. У него было на что опереться внутри себя.
Работа со страхами
Когда мы раскручиваем до дна наши страхи и понимаем, что дальше все равно будет жизнь, — они нас отпускают.
Мы можем сделать страх нашим союзником. И перестать его бояться. Источник
Нам становится не страшно, ведь мы в своих фантазиях представили самое худшее. На мне надо больше об этом думать. Это не создает напряжение.
Ведь что мы делаем? Мы заглядываем в нашу темную комнату, включаем свет, смотрим и говорим: «Ой, а там не страшно. Я придумывал, что там динозавр, а там на самом деле просто какой-то хлам стоит из мебели, и всё. Ничего интересного».
И закрываем её обратно. Это перестает оттягивать наше внимание внутри. Страх нас отпускает, он больше не поджирает, не напрягает нас.
Обложка: unsplash