30 марта в мире отмечают день рождения Ван Гога. Мы подготовили удивительные истории об удивительном художнике. Из яркой и безумно интересной книги «Неизвестный Ван Гог».
Автопортрет с перевязанным ухом и японской гравюрой
Любовь между братьями — огромная поддержка в жизни, эта истина стара как мир
Ван Гог пригласил к себе в «Желтый дом» Гогена, понимая, что жить вдвоем дешевле, а работа рядом с коллегой будет продуктивнее. Гоген приехал в октябре 1888 года, и поначалу все шло хорошо. Но вскоре возникла напряженность, вызванная разными характерами и часто противоположными взглядами на живопись.
Автопортрет с перевязанным ухом и японской гравюрой. Январь 1889 года. Холст, масло. 60 × 49 см. Галерея Курто, Лондон (F527)
Катастрофа случилась вечером в воскресенье 23 декабря 1888 года, когда после бурной ссоры Гоген выбежал из дома. Ван Гог схватил бритву и в приступе отчаяния отрезал часть левого уха. Завернув кусок плоти в бумагу, он отнес этот жуткий пакет женщине в местном борделе. Этот вызывающий поступок станет самым известным из печальных эпизодов в истории искусства.
Фрагмент. Автопортрет с перевязанным ухом и японской гравюрой. Январь 1889 года. Холст, масло. 60 × 49 см. Галерея Курто, Лондон (F527)
Что послужило толчком к членовредительству? Есть веские доказательства того, что ранее в тот день Винсент получил письмо от брата Тео, в котором тот рассказал, что встретил девушку Джо и они собираются пожениться. Ван Гог пришел в ужас от того, что о нем могут забыть, его охватила сильная тревога. Тео — единственный родственник, с кем он был близок, и его мучил страх, что приезд Джо испортит отношения с любимым братом.
Сосна и фигура в саду больницы Сен-Поль
Насколько доктора мыслят практичнее и трезвее… чем художники
Главой клиники Сен-Поль был доктор Теофил Пейрон. Поначалу художник был критически настроен и жаловался, что, поскольку лечебница «несколько уныла, этот человек, похоже, получает мало удовольствия от своей работы». Однако их отношения вскоре стали теплее, и Винсент шесть раз именовал его «добрым».
Сосна и фигура в саду больницы Сен-Поль. Сентябрь — октябрь 1889 года. Холст, масло. 58 × 45 см. Музей Орсе, Париж (F653)
Доктор информировал Тео о прогрессе в лечении брата в своих ежемесячных письмах и нашел время навестить его во время краткого визита в Париж на Всемирную выставку и только что установленную Эйфелеву башню.
Фрагмент. Сосна и фигура в саду больницы Сен-Поль. Сентябрь — октябрь 1889 года. Холст, масло. 58 × 45 см. Музей Орсе, Париж (F653)
Ван Гог так и не написал портрет Пейрона, так как тот отказывался позировать, но доктор все-таки фигурирует на полотне «Сосна и фигура в саду больницы Сен-Поль» в виде элегантно одетого пожилого мужчины, стоящего в позе хозяина перед северным крылом. По словам Ван Гога, это был «маленький, страдающий подагрой человек в очень темных очках, овдовевший несколько лет назад».
Звездная ночь
Сегодня утром я наблюдал из окна деревенский пейзаж задолго до рассвета, и в небе сияла утренняя звезда, казавшаяся огромной
В выходные 15–16 июня 1889 года Ван Гог с удовольствием принялся за дело, и ко вторнику «Звездная ночь» была завершена. Он выложил полотно слоями густых мазков, не жалея красок, которые только что получил от Тео. В посылке, прибывшей за неделю до начала работы, были два очень важных цвета: ультрамарин, составивший большую часть неба, и кобальтово-синий, интенсивно оттеняющий луну. Результатом стала изумительная гармония оттенков синего.
Звездная ночь. Июнь 1889 год. Холст, масло. 74 × 92 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк (F612)
Кроме того, Винсент заказал шесть крупных тюбиков белой краски, которые расходовал активно и выжал до последней капли всего за девять дней, причем изрядная часть ушла на небо «Звездной ночи». Изначально картина явно была сочнее, поскольку специалисты недавно определили, что белый цвет со временем потемнел.
Фрагмент. Звездная ночь. Июнь 1889 год. Холст, масло. 74 × 92 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк (F612)
За десятилетия на многих полотнах мастера краски поблекли, и часто люди не учитывают, что при рождении произведений сочетания цветов были ярче и удивительнее.
Автопортрет (на фоне завитков)
Люди говорят… что себя сложно познать, — но нарисовать себя еще сложнее
После третьего приступа Ван Гог собрал кисти, посмотрел в зеркало и принялся за автопортрет. «Я начал в первый же день, как только встал на ноги, я был худой, бледный, как черт», — писал он Тео. За несколько недель до того он проглотил краску, пытаясь отравиться, но теперь те же самые тюбики использовал для создания великолепных автопортретов, погружавших зрителя в глубины его психики.
Автопортрет (на фоне завитков). Сентябрь 1889 года. Холст, масло. 57 × 44 см. Национальная художественная галерея, Вашингтон (F626)
Винсент, наряду со своим соотечественником Рембрандтом, по праву считается величайшим автопортретистом в истории живописи. Менее чем за четыре года, с 1886-го по 1889-й, он написал себя 35 раз, запечатлевая самые разные выражения и настроения.
Фрагмент. Автопортрет (на фоне завитков). Музей Орсе, Париж
Почему после выздоровления Винсент обратился к автопортрету? Он писал Тео, что это «из-за отсутствия других натурщиков», но была и более глубокая причина. Автопортреты несли посылы — пациентам, медперсоналу, родственникам и, главное, самому себе: выйдя из кризиса, он был полон решимости продолжить следовать призванию. Включение палитры и кистей в первый из них подчеркивает это желание.
Цветущий миндаль
Это, пожалуй, моя лучшая работа, сделанная с наивысшим терпением, спокойно и с большой уверенностью
«Цветущий миндаль» был подарком Винсента крестнику. Как Ван Гог объяснил матери, Анне, он написал эту картину для спальни парижской квартиры Тео и Джо, где будет колыбелька ребенка: «крупные ветви белого миндаля на фоне голубого неба».
Цветущий миндаль. Музей Ван Гога, Амстердам (Фонд Винсента Ван Гога)
В Провансе эти деревья расцветают первыми, в феврале, предвещая приход весны. Район Сен-Реми тогда был знаменит своими миндальными деревьями, поэтому период наверняка был прекрасным, когда рощи превратились в облака нежных белых лепестков с пьянящим медовым ароматом.
Фрагмент. Цветущий миндаль. Музей Ван Гога, Амстердам (Фонд Винсента Ван Гога)
«Цветущий миндаль» прибыл вместе с партией холстов, отправленных Винсентом в Париж к концу апреля 1890 года. Тео был в восторге от этих полотен, среди них были «очень, очень красивые». Выделив картину с цветущим деревом, он, явно недооценивая ее, заметил: «Ты не исчерпал еще этих тем». Несмотря на то что Тео и Джо намеревались повесить ее в спальне, позже нашли более заметное место — в гостиной над пианино.
По материалам книги «Неизвестный Ван Гог»