Рассказываем о самых известных художницах — с помощью книги «Главные женщины в истории искусства». Возможно, какие-то имена вам знакомы, а ком-то вы слышите впервые. Эта книга восстанавливает пробелы, показывает влияние женщин на мировое искусство и возвращает им заслуженную славу.
Главные женщины в истории искусства
Аделаида Лабий-Гийар, (1749–1803)
В 1783 году Аделаиду Лабий-Гийар приняли в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже. В то время членами академии разрешалось быть всего четырем женщинам, и французский король настаивал, чтобы эта цифра не менялась. Возможно, в качестве протеста Лабий-Гийар создала автопортрет с двумя ученицами.
На нем в натуральную величину изображена модно одетая молодая женщина, сидящая за мольбертом и обучающая живописи двух еще более юных девушек, — все фигуры видны целиком. Картина была принята на ежегодный Парижский салон и помогла художнице заработать хорошую репутацию. Понимая, что если полотно выберут для экспозиции, то его увидит огромное число людей, Лабий-Гийар представила себя сразу и как состоявшуюся художницу, и как модницу.
Аделаида учила женщин живописи с 1780 года. На этом полотне ее любимые ученицы — Мари-Габриэль Капе и Мари-Маргерит Каро де Розмон
Художница росла в Париже и, прежде чем поступить в Академию святого Луки, училась живописи у миниатюриста. Она брала уроки сначала у мастера пастельной живописи Мориса Кантена де Латура, а затем у Франсуа-Андре Венсана. Параллельно с работой над собственными полотнами она обучала других женщин и представляла произведения на выставках Парижского салона. Репутация Лабий-Гийар крепла, и в 1787-м она стала придворным художником теток Людовика XVI (сестер Людовика XV).
Хильма аф Клинт, (1862–1944)
В 1906 году, вдохновленная идеями теософии, шведская художница Хильма аф Клинт приступила к созданию серии абстрактных работ с изображением геометрических фигур и символов в ярких цветах. Клинт одной из первых оставила изобразительное искусство, чтобы исследовать связи между цветом и формой — за несколько лет до Василия Кандинского, Казимира Малевича и Пита Мондриана. Однако Клинт не выставляла свои работы и настояла на том, чтобы мир не увидел их еще 20 лет после ее смерти, а потому о ее творчестве мало что было известно до второй половины XX века.
Хильма аф Клинт, вдохновленная идеями теософии и антропософии, одной из первых среди женщин изучала живопись в Королевской академии художеств в Стокгольме. Пытаясь проникнуть в суть видимого и невидимого миров, она параллельно изучала флору и фауну. В 1896 году с четырьмя подругами-художницами основала группу «Пять», где женщины проводили спиритические сеансы, практиковали автоматическое письмо и рисование.
Большой оранжевый круг пересекается с аналогичным синим, а фигуры, напоминающие цветы, парят на светло-голубом фоне
Эта картина — вторая во второй серии абстрактных работ, исследующих жизненные циклы с духовной точки зрения. Каждая из десяти картин серии иллюстрирует определенный этап человеческой жизни — включая детство, юность, зрелость и старость — и состоит из кругов, спиралей, а также естественных форм, написанных в чистых, радужных тонах. Это огромное произведение относится к детству.
С помощью всего одной ассистентки Клинт закончила серию за четыре месяца. Вот как она описывала творческий процесс: «Картины выходили напрямую из-под кисти… безо всяких предварительных набросков… Я не имела представления, что в итоге будет запечатлено, и тем не менее работала быстро и уверенно, не исправляя ни единого мазка».
Наталья Гончарова, (1881–1962)
Наталья Гончарова — невероятно успешная художница, писательница, иллюстратор, сценограф. Она первая женщина и первая художница-авангардистка, чья ретроспективная выставка прошла в московской галерее, — тогда Гончаровой было всего 32 года. Ее называли суфражисткой русской живописи. Она также стала одной из первых художниц, которую принимали всерьез в мире искусства.
Гончарова вдохновила других женщин, сказав, что «нужно больше веры в себя, в свои силы и право… воле и уму человеческим нет предела». Видя ее успех, другие художницы, особенно в послереволюционной России, начали пользоваться открывшимися возможностями и работали бок о бок с мужчинами как равные — впервые за всю историю.
На картине ломаные линии вокруг велосипедиста демонстрируют влияние кубизма и футуризма. Картина создает ощущение энергии и движения
Особое признание у себя на родине Гончарова получила за футуристские полотна и вклад в создание лучизма — художественного стиля, основанного на деконструкции лучей света.
Наталья была соосновательницей художественных сообществ «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», участвовала в создании лучизма, выставлялась совместно с базирующейся в Германии группой Der Blaue Reiter («Синий всадник»). И считалась ключевой фигурой в мире парижского искусства и дизайна.
Зинаида Серебрякова, (1884–1967)
За туалетом. Автопортрет. Зинаида Серебрякова
Зинаида Серебрякова принадлежала к знаменитой в России творческой династии. Ее творчество часто упускали из виду — она следовала традиционному подходу в живописи, тогда как множество современных авторов создавали абстрактные, не привязанные к реальности произведения. Дед и брат Серебряковой были архитекторами, отец и другой брат — скульпторами, дядя — известным живописцем и основателем художественного объединения «Мир искусства», к которому Серебрякова присоединилась в 1911 году.
Ее отец и муж рано ушли из жизни. Она осталась без источника дохода с четырьмя детьми и больной матерью на руках. В 1924-м Серебрякова отправилась в Париж, где писала на заказ портреты представителей высшего общества. Тем не менее Серебрякова все еще нуждалась в деньгах. Что еще хуже, как только она прибыла во Францию, советское правительство запретило ей возвращаться. В конце концов двух младших детей отпустили к ней в Париж. Из-за бедности единственными моделями для картин Серебряковой выступали ее дети и она сама.
Поза девушки придает композиции динамику, а слабо проработанный фон добавляет сцене непринужденности
На представленном здесь портрете изображена дочь художницы Екатерина в возрасте 15 лет. Серебрякова вдохновлялась творчеством Тинторетто, Никола Пуссена, Питера
Пауля Рубенса и особенно Алексея Венецианова. Кроме того, художнице были близки отдельные проявления реализма, импрессионизма, экспрессионизма и ар-нуво. Эту картину пастелью она написала с натуры.
По материалам книги «Главные женщины в истории искусства». В статье представлены картины:
- «Автопортрет с двумя ученицами», Аделаида Лабий-Гийар, холст, масло •210,8 × 151,1 см. Метрополитен-музей, Нью-йорк, США
- Портрет Екатерины Серебряковой, дочери художницы, Зинаида Серебрякова, бумага верже, пастель • 61,9 × 47 см. Художественный музей Мида, Амхерст, США
- Десять самых больших, № 2, детство, группа IV, Хильма аф Клинт, холст, бумага, темпера •328 × 240 см. Фонд Хильмы аф Клинт, Стокгольм, Швеция
- «Велосипедист», Наталья Гончарова: холст, масло • 78 × 105 см, Государственный русский музей, Санкт-Ппетербург, Россия
Обложка: Наталия Гончарова работает над эскизом костюма Продавщица апельсинов. 1916. Источник