Синдром самозванца — настоящий бич нашего времени. Он не дает нам признавать свои успехи и идти с гордо поднятой головой. Велит стоять в сторонке и ждать, пока заметят. Но как быть, если синдром самозванца захватил вашу жизнь? И почему так важно учиться хвалить себя? Разбираемся вместе с книгой карьерного стратега Ольги Лермонтовой «Работа по любви».
Что такое «синдром самозванца»
Школа, а позже и вуз, где подход не слишком отличается от школьного, приводят к тому, что у каждого второго взрослого встречается феномен, известный как синдром самозванца. Впервые о нем заговорили в 1978 году профессор психологии Полина Клэнс и психолог Сюзанна Аймс. Женщины обратили внимание, что их клиенты вместо того, чтобы признать собственный успех и сказать: «Да, я добился всего благодаря своей усидчивости, интеллекту и находчивости», были уверены, что им просто повезло, что они всего лишь выдают себя за профессионалов, на самом деле не будучи ими.
Работа по любви
Хотя синдром самозванца зачастую связан с низкой самооценкой, страхом неудачи и неуверенностью в собственных силах, знака равенства между ними нет. Он представляет собой постоянный страх разоблачения, изоляции и отвержения обществом. Синдром самозванца часто случается в моменты успеха: при переходе на новую работу, получении награды или повышении по службе или принятии на себя дополнительных обязанностей.
«Я постоянно чувствовала себя самозванкой. Пока жила в глухой провинции, боялась ехать на учебу в Москву, чувствовала себя деревенщиной. Когда отучилась в университете во Франции, никак не могла себя заставить отправить резюме в „большую четверку“: там же все такие умные, не то что я! Проработав два года в PwC и Deloitte, стеснялась отправлять резюме в швейцарские и американские компании, ведь у меня теперь английский с французским акцентом! Сейчас подписала контракт с международной компанией с офисом в Лозанне, а внутренний самозванец никуда не делся: „На МВА-то тебя все равно не возьмут!“ Не знаю, как с этим бороться. Наверное, это врожденное: постоянно сравнивать себя с кем-то лучшим и убиваться по этому поводу».
Чек-лист самозванца
Если вы когда-нибудь шли на работу с мыслью, что вас сегодня же разоблачат, поймут, какой вы никудышный сотрудник, а все это время вам просто везло и вы успешно выдавали себя за профи, то поздравляем, у вас — он. Синдром. Вот некоторые из распространенных признаков синдрома самозванца:
— неуверенность в себе;
— неспособность реально оценить свою компетентность и навыки;
— объяснение своего успеха случайными факторами вроде везения;
— недовольство своей производительностью;
— страх не оправдать чьих-то ожиданий;
— гонка за достижениями;
— саботаж собственного успеха;
— постановка нереалистичных целей и чувство разочарования от неспособности их достичь.
«Ты же девочка»
Синдром самозванца особенно распространен среди женщин.
Многим девочкам с самого детства внушают, что скромность — добродетель, что нужно быть гибче, уступать и подстраиваться («Ты же девочка, надо быть мудрее»), не реагировать на агрессию («Он дергает тебя за косички, потому что ты ему нравишься!»). В итоге из них вырастают неуверенные женщины, которые опасаются отстаивать свое мнение. Это называется женской гендерной социализацией.
Женская гендерная социализация — набор правил и установок, который общество навязывает женщинам исключительно из-за того, что они женщины. Как объясняет журналистка Екатерина Попова, «это жизненный путь человека, начиная с розовой или голубой распашонки после рождения и заканчивая требованиями вести себя по-разному в одних и тех же ситуациях в зависимости от половой принадлежности. Иными словами, мужчина — добытчик и охотник на мамонтов, женщина — хранительница очага».
«Ты же мальчик»
Много лет научное сообщество было уверено, что синдром самозванца в основном касается женщин, но сейчас психологи склоняются к мысли, что это более универсальный опыт и мужчин он тоже не обошел стороной.
Полин Роуз Клэнс, одна из исследовательниц, придумавших термин «синдром самозванца», сказала так: «В частной практике мужчины не часто открыто говорят об этом чувстве. Но когда мы устраиваем анонимные опросы, они описывают похожие эмоции так же часто, как и женщины».
Гарвардский психолог Эми Кадди, написавшая книгу «Присутствие», объясняет, что мужчины, которые не соответствуют стереотипу о маскулинности — способные выражать неуверенность в себе, — рискуют испытать то, что психологи называют «ответным ударом стереотипа». Мужчин, осмелившихся прямо говорить о своих эмоциях, часто высмеивают и подвергают остракизму за несоответствие ожиданиям общества. Та же гендерная социализация.
Как возникает синдром самозванца
В своей научной работе «Синдром самозванца среди успешных женщин» Аймс и Клэнс замечают, что синдром самозванца чаще всего развивается в двух типах семей.
- Первый — семьи, где одного из детей родители считают более способным, чем другого (девочку). Девочка, с одной стороны, верит, что она менее талантливая, чем ее сиблинг, с другой — ей хочется доказать обратное. Вырастая, она постоянно испытывает потребность в похвале как подтверждении своей состоятельности и вместе с тем не перестает сомневаться в своих силах.
- Ко второму типу относятся семьи, идеализирующие ребенка. Если за каждый рисунок родители прочили девочке будущее Ван Гога (не в том смысле, что она отрежет себе ухо), то ей несложно уверовать в то, что она идеальна. Родители уверены, что их чадо способно на все, и не могут поверить в то, что некоторые задачи девочка не может решить с наскока. Так, взрослея и сталкиваясь со все бóльшим количеством сложных задач, девушка начинает чувствовать, что она не справляется и не соответствует ожиданиям родителей.
Американская предпринимательница Шерил Сэндберг в своей книге «Не бойся действовать» отметила: «Я надеюсь, что в следующем поколении случится прорыв. В 2012 году исследование впервые показало, что среди молодых людей в возрасте от восемнадцати до тридцати четырех больше женщин (66%), чем мужчин (59%) обозначили высокооплачиваемую карьеру или профессию как жизненную ценность. Исследование миллениалов показало, что женщины с той же частотой, что и мужчины, характеризуют себя как „амбициозные“.
Хотя это и можно назвать улучшением, разрыв в амбициях в отношении руководящих позиций по-прежнему сохраняется. Женщины-миллениалы реже соглашаются с утверждением „Я стремлюсь к руководящей роли в любой сфере, в которой работаю“, чем мужчины. Женщины также реже мужчин характеризуют себя как лидеров, визионеров, уверенных в своих силах или готовых взять на себя риски».
Как бы здорово мы ни презентовали наш проект, как бы круто ни закрыли задачу, сколько бы денег для компании ни заработали, мы останемся убеждены, что все это — просто результат случайности.
Начальнику виднее?
Некоторым из нас еще с самого раннего детства родители говорили: «Не хвали себя! Дождись, пока другие похвалят». Именно так мы научились использовать стороннее мнение как костыль для нашей самооценки, вместо того чтобы формировать ее на основе собственных взглядов. Этот запрет на самооценивание распространился и на школу, и на вуз: никто никогда не разрешит ученикам ставить отметки самим себе — это непременно должны сделать учителя. Этакий отголосок советской эпохи.
Теперь для того, чтобы получить повышение, недостаточно сидеть на своем месте и делать свою работу (есть подозрение, что этого никогда не было достаточно). Попадая в зависимость от внешней оценки своего труда и не умея оценивать свои успехи самостоятельно, мы привыкаем к тому, что всегда должен прийти кто-то более «взрослый» — в детстве это родители и учителя, а затем на их место заступают начальники — и рассказать, как мы справились с работой. Похвалить или отругать. Мы все время ждем, что над нами окажется кто-то более умный, кто возьмет на себя ответственность и скажет нам, хорошие мы или плохие работники. Даже на собеседование многие приходят как на поклон, будучи уверенными, что им делают одолжение, предлагая должность, а не они вступают в диалог двух равноправных сторон.
Правда в том, что руководители бывают разные (часть из них так же, как и вы, ждут своего «взрослого»). Не все они хорошие управленцы, не все дают обратную связь. Так сотрудник попадает в ловушку: он не умеет оценивать самостоятельно свои результаты и тем более себя хвалить. Навязчивый поиск внешнего одобрения приводит к своего рода неврозу. «Нет похвалы — значит, я все делаю плохо или мои усилия никому не нужны». Когда мы тугим узлом привязываем собственную самооценку к тому, что говорит нам начальник, у нас не получается радоваться работе самой по себе — как процессу. Для нас удовольствие попадает в зависимость от чьего-то чужого мнения, а это неудачная сцепка.
Учимся хвалить себя
Зависеть от похвалы других людей, как мы уже выяснили, — тупиковый путь. Даже если вас хвалит руководитель и ему вроде как «положено». Попробуйте научиться искать опору в первую очередь в себе. Давайте выработаем свою собственную систему «самопохвалы».
Заведите себе блокнот или файл на компьютере и записывайте туда, что вам удалось сделать на работе за день, какими результатами вы гордитесь, что нового узнали. В воскресенье подведите итоги.
Важно! Не используйте при описании ваших заслуг абстрактные слова вроде «хорошо» или «плохо». Если возможно, лучше называйте конкретные цифры: чем точнее будет информация, тем лучше. Например: «Собрал три отзыва по проведенному мероприятию; гости оценили его на 4,6 из 5 баллов».
Это упражнение хорошо еще и тем, что в результате вы получите список важных результатов, которые помогут вести переговоры с руководством, например, о повышении зарплаты.
По материалам книги «Работа по любви»
Обложка: pexels