Свое понимание «идеального» тела мы формируем еще в детстве: его транслируют нам телевидение, фильмы, журналы, видеоигры и соцсети. Все они предлагают очень узкий диапазон того, как может выглядеть «нормальная» девушка: молодая, стройная, с соблазнительными изгибами в положенных местах, с густыми блестящими волосами, длинными ресницами и кожей, начисто лишенной пор, прыщей, целлюлита и морщин.
Так незаметно у нас в голове формируется образ, к которому хочется стремится. Но он в корне неправильный — уверены авторы книги «Больше чем тело» Линдси и Лекси Кайт. Идеальные тела, которые мы видим на экране, подчинены лишь одной цели — зарабатыванию денег. Попробуем разобраться, какими приемами медиа и соцсети воздействуют на нас, и как не поддаться этому влиянию.
Женщины на экране
Для начала посмотрим на то, какими предстают женщины на больших экранах. Исследования, проведенные Институтом Джины Дэвис по гендерным вопросам в СМИ, показали, что по количеству главных ролей, экранного времени и объема реплик в сотне самых популярных американских семейных фильмов мужские персонажи превалируют над женскими в соотношении 2:1. А те женские персонажи, что все же появляются на экране, чаще всего носят откровенную сексуальную одежду.
Кроме того, женщины в кино гораздо чаще, чем мужчины, играют роли без слов, и их чаще показывают обнаженными.
Если проанализровать, кто выступал в мегапопулярных перерывах между таймами на Суперкубках США в последние 20 лет, среди них будет всего две женщины старше пятидесяти — Мадонна и Джей Ло. Источник
В развлекательных программах мужчины в возрасте 40+ появляются в десять раз чаще, чем их ровесницы женщины. Мужчинам-дикторам и ведущим позволено стареть и седеть, тогда как женщины вынуждены подписывать контракты, требующие не набирать вес или получать одобрение продюсера по поводу цвета волос.
Даже на обложках глянцевых журналов женщины предстают в купальниках и откровенных нарядах, тогда как мужчины — в деловых костюмах и галстуках. Не говоря уже о заголовках женских медиа, которые вращаются исключительно вокруг диет и прочих способов улучшить внешность.
Денежный вопрос
Чтобы понять, насколько значимо в нашей жизни влияние подобных посланий, важно разобраться в самой природе медиа и социальных сетей. Почему они так упорно настаивают на том, что успешными и достойными любви могут быть только определенные типы женщин? Почему цифровая обработка фотографий стала стандартом?
Все дело в деньгах. Медиа зависят от рекламных бюджетов — а значит должны поддерживать те же идеалы, что исповедуют производители разных товаров. При этом доказано, что женщины — главные покупатели товаров и услуг. Они контролируют более 20 триллионов долларов глобальных расходов.
То же самое касается и социальных сетей. Только в 2019 году на рекламу различных продуктов с помощью инфлюенсеров было потрачено 5 миллиардов долларов. А в ближайшие пять лет, по оценкам влиятельного маркетингового агентства Mediakix, это сумма возрастет до 10 миллиардов.
За «личными» и «доверительными» рекомендациями чудо-массажеров, витаминов, быстродействующих сывороток и корректоров талии на самом деле скрываются предлагаемые рекламодателями продукты.
Бесплатный курс, как поверить в себя→
От макушки до пят
Нас с детства учат разбирать себя по частям и критически оценивать каждый сантиметр тела. Вот какие месседжи звучат с экранов в отношении разных частей тела.
Волосы
В большинстве случаев женщине рекомендуется отрастить на голове длинные густые волосы и постоянно ухаживать за ними, чтобы сохранять природный блеск и шелковистость.
Волосы на остальных частях тела необходимо непременно устранить — и как можно быстрее. Бритье, воск или лазер, а затем в довершение всего — дезодорант фирмы Dove.
Глаза
Индустрия диктует: у красивой женщины должны быть темные, густые, длинные и объемные ресницы. Подойдут нарощенные, приклеенные, накрашенные — любые, только бы не чувствовать себя «голой».
Кожа
Сотни отраслей работают на то, чтобы мы никогда не оставались довольны той кожей, что дана нам от природы. Склонная к акне, неровная, тусклая, сухая, обезвоженная — только задумайтесь, какими определениями производители косметики обычно описывают кожу. Девушкам в Европе они активно продают средства для автозагара, а жительницам Азии — для отбеливания и осветления кожи.
Ежегодно нескольким миллионам человек вводят в мышцы лица ботулотоксин (ботокс). 90% из них — женщины. Источник
И, конечно, главный враг любой кожи — морщины и любые признаки старения. На борьбу с ними у женщин всего мира ежегодно уходит порядка 40 миллиардов долларов.
Вес и телосложение
Худоба уже много десятилетий считается стандартом красоты. Женщины, которые не вписываются в этот стандарт, редко предстают в медиа объектами восхищения.
В последнее время от «красавиц» стали также требовать вещей, которые редко сочетаются со стройностью, — большой груди и округлой попы. Все это не только позволяет процветать индустрии диет, но и делает все более популярными процедуры вроде коррекции фигуры, замораживания жира, липосакции, увеличения груди и прочего.
Цифровые манипуляции
Если к использованию всех возможностей Photoshop в журналах и рекламе мы уже привыкли, то цифровые манипуляции в соцсетях, Snapchat, YouTube и других соцсетях многим пока еще в новинку. Модные инфлюенсеры не выходят в эфир без фильтров или профессионального освещения, обрабатывают селфи в Facetune, ужимают или увеличивают тело в разных местах и заблюривают целлюлит. Все эти маленькие отступления от реальности поднимают все выше планку идеального тела, к которому мы так стремимся.
Все это заставляет нас расценивать любые части тела как потенциальную проблему, не задумываясь о том, нуждаются ли они в улучшениях на самом деле.
Девять из десяти девочек школьного возраста признаются, что «поправляют» свои фотографии перед загрузкой в сеть. Источник
Что с этим делать
Авторы книги «Больше, чем тело» предлагают прежде всего прокачивать свою медиаграмотность — то есть фильтровать и подвергать сомнению все то, что мы видим в СМИ или соцсетях.
Вот какие вопросы стоит себе задать при просмотре любого контента:
1. При виде этого я начинаю относиться к себе лучше или хуже? А другие люди в моей жизни, увидев это, станут относиться к себе лучше или хуже?
- Вызывает ли увиденное беспокойство или чувство стыда за свое тело?
- Заставляет ли меня увиденное сравнивать себя с другими?
2. Кому выгодно, чтобы я поверила в эту идею? Кто размещает здесь рекламу?
- Не нацелен ли этот месседж на наживу за счет моей неуверенности в себе и продажи мне решения для исправления моих «изъянов»?
3. На какую аудиторию нацелен этот месседж?
4. Как в нем изображены или представлены женщины разных возрастов?
- Играют ли они роли, которые действительно важны для сюжета?
- Ценят ли их за таланты, слова, силу личности или черты характера или же просто за их внешность и сексуальную привлекательность?
5. Побуждает ли меня эта информация зацикливаться на своей или чужой внешности?
6. Не продвигает или не укрепляет ли это сообщение искаженные идеалы того, как должны выглядеть тела и лица — либо посредством цифровой обработки изображений, либо путем использования только одного типа телосложения или образа?
Если чувствуете, что ответы на эти вопросы вам не нравятся, отпишитесь от этого источника информации.
Для фильмов существует так называемый тест Бекдел. Чтобы картина прошла его, в ней:
- должно быть минимум два женских персонажа;
- которые разговаривают друг с другом…
- …не только о мужчинах.
Вы удивитесь, но более 40% голливудских фильмов проваливают этот тест. Причем их количество почти не меняется с середины 1995-х годов, несмотря на всю феминистическую повестку.
Устраивайте себе регулярное «медиаголодание». Это тот самый случай, когда незнание несет радость. Сосредоточьтесь на том, что видите и чувствуете в реальном мире. Так вы скорее разберетесь в отношении к собственной внешности и не станете поддаваться обещаниям счастья, которое ждет вас, если ваше тело будет выглядеть определенным образом.
По материалам книги «Больше чем тело»
Фото на обложке отсюда