Творчество
Слова-мутанты, киберсленг и официоз: как не надо писать тексты
5 карточек 6 февраля 2021 2 184 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Веб-страницы, домашние и целевые страницы, блоги, имейлы, маркетинговые предложения, публикации и сообщения в социальных сетях… Сегодня пишут буквально все. Книга, из которой будут сегодняшние советы, так и называется: «Пишут все!»

Подойдет всем, кто хочет создавать качественный онлайн-контент. Поехали.

1
Живые слова

В глубине души каждый из нас мечтает о нормальном человеческом общении, не отравленном словами-паразитами, канцелярщиной и дешевыми клише. Почему мы так любим термины, жаргон и просто всякую модную дребедень? Некоторые авторы прячут за ними некомпетентность или неуверенность в себе. Некоторые считают их повседневной частью деловой коммуникации, особенно если их компания имеет дело только с другими предприятиями и не выходит на конечного потребителя. (Но ведь общаются не организации, общаются все-таки люди!)

Подобные слова напоминают химические добавки и консерванты: их можно использовать понемножку, не причиняя особого вреда здоровью, но если доза зашкаливает, продукт (то есть контент) становится ядовитым.

2
Слова-мутанты и псевдослова

Избегайте слов-мутантов — тех, что неловко собраны из других слов, будто чудовище Франкенштейна из фрагментов тел (например, профитроллинг — «профессиональный» + «троллинг»). Будьте осторожнее с суффиксами (необязательно образовывать слова-мутанты вроде продавабельный).

Слова с суффиксами -изировать, -изм, -истский, -ический тоже уместны далеко не всегда. Подобно химическим добавкам, они уменьшают питательную ценность продукта и вызывают ожирение: текст раздувается и расползается до нездоровых размеров. И бегите как можно дальше от псевдослов — тех, которые только притворяются словами: воркшопить, инсайт, референс, косты, консёрн и т. п. На самом деле их не существует!

3
Долой киберсленг! (всё, что вы не скажете на ушко любимому человеку)

Представьте, что вы разговариваете с любимой или любимым. Что вы ей/ему скажете: «Мне не хватает пропускной способности» или «У меня сегодня нет времени»? «Пингану тебя попозже» или «Потом перезвоню»? «Ты мой топовый ресурс» или «Не знаю, что бы я без тебя делал(а)»? «Я готов фиксить все твои баги» или «Я помогу тебе справиться с проблемами»?

Иногда — можно, если в шутку. Киберсленг, или айти-жаргон, пришел из сферы цифровых технологий, и в повседневной жизни ему делать нечего. Часто эти слова звучат так, будто их произносит робот, а не живой человек из плоти и крови.

4
Залог активный и залог пассивный

Пассивный залог означает, что с предметом или человеком, о котором идет речь в предложении, что-то делают (а не он сам совершает некое действие). Вот пример пассивного залога: Instagram очень популярен среди владельцев пиццерий, поэтому здесь часто выкладываются фото посетителей, которые едят пиццу. Вот что получится, если перевести это же предложение в активный залог: Instagram очень популярен среди владельцев пиццерий, поэтому они часто выкладывают фото посетителей, которые едят пиццу.

В большинстве случаев желательно использовать активный залог. Пассивные конструкции не ошибка, но они обычно выглядят громоздко, неестественно и отдают официозом.

5
«Нет такого слова в русском языке!»

Многие из нас часто слышали от учителей эту фразу, и произносилась она с праведным гневом. Но язык живет, меняется, и каждый пишущий человек способен влиять на такие перемены. Хорошо знакомых нам слов трогательный, занимательный, впечатление раньше не было — их придумал Н. М. Карамзин.

Слово стушеваться изобрел Достоевский, злопыхательство и мягкотелость — Салтыков-Щедрин, а словом бездарь мы обязаны Игорю Северянину.

Но даже если оригинальное слово не закрепится в языке, публицист или писатель имеет на него полное право. Неологизм делает вашу речь выразительнее, добавляет эмоций, создает нужный вам образ? Не тушуйтесь — пишите свое необычное слово!

Похожие статьи