Саморазвитие
Профессиональное выгорание: как распознать и что делать
21 декабря 2020 6 248 просмотров
Саморазвитие
Профессиональное выгорание: как распознать и что делать
21 декабря 2020 6 248 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Колумнист Forbes и автор популярного блога в инстаграм Ольга Полищук рассказывает про профессиональное выгорание. Да, то, что периодически накрывает каждого. Вебинар Ольги можно посмотреть на нашем онлайн-курсе «Выгорание» (он уже закончился, но можно подписаться на уведомление о втором потоке). А пока мы делимся небольшой частью её презентации.

Немного цифр

→ 79% россиян испытывали синдром профессионального выгорания или наблюдали его среди знакомых — по данным агентства Hays

→ В 2019 году ВОЗ включила в Международную классификацию болезней «профессиональный синдром» эмоционального выгорания — МКБ 11. Синдром не классифицируется как медицинское состояние, а отнесен к факторам, влияющим на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения на фоне профессиональной деятельности

Удаленка подсветила проблему

🧐Отсутствие развитых навыков саморегуляции у большинства сотрудников. Мы не знаем, как переключаться за 10 минут, и концентрироваться на задаче.

🏃На удаленке ты не можешь быть хорошим парнем — тебе нужно быть хорошим парнем с хорошим результатом. Повышение интенсивности работы.

🤐Отсутствие коммуникации в командах. У людей нет понимания, как считывать реакции, проявлять эмпатию.

Выгорание — это процесс. Оно не возникает в один день. Нельзя проснуться и оказаться изможденным и уставшим. Это процесс, который происходит регулярно.

Стадии выгорания

Фанатизм

Выплеск энергии, трудоголизм, гордость за «Я работаю 24 часа в сутки», «Отдых для слабаков». Мы расширяем свою зону ответственности, хотим больше влиять, берем больше проектов. Постепенно начинаем отказываться от каких то небольших удовольствий и потребностей. И приоритезируем работу.

Фрустрация

Начинает не хватать топлива. Перепады настроения. Появляется усталость, изможденность, апатия и, может быть, отстраненность.


Источник

Изменение типичного эмоционального поведения:

— повышенная раздражительность

— конфликтность

— равнодушие (ощущение бессмысленности работы)

— уход в думанье

— бесчувствие

— страх

Почему? Потому что мы набрали слишком много.

Утомление

Когда человек регулярно работает без отдыха, у него становится меньше потребностей в жизни. То есть, он уже про них не помнит. Эффекты утомляемости накапливаются. Человек продолжает гореть. Он бы и хотел отдохнуть — да не может. Однообразное проведение свободного времени (просмотр сериалов запойно, спешите домой, чтобы сесть на диван). Человек часто заболевает.

Апатия или безразличие

«Всё — всё равно»: всё равно как одеваться, как на тебя смотрят. Сужение кругозора
Снижение креативности почти до нуля. Деформация поведения. Одиночество, даже если вокруг много людей. Желание «спастись».

Источник

Сгорание

Полная потеря ресурса: ты не можешь делать ту работу, которую ты делал. Тебя физически тошнит. Ты садишься за компьютер, и тебе плохо.

Обычно люди, у которых много энергии в жизни, в зоне риска. Они плохо понимают, сколько ресурсов им нужно, чтобы выполнять работу. Потому что раньше, к примеру, они были бодры восполнимы, а затем перестали такими быть.

У человека появляется страх, что ситуация выгорания может повториться. Многие не могут преодолеть его довольно долго: кто-то боится ответственности, не решается перейти на другую должность.

Как распознать?

Профессиональное выгорание можно распознать двумя способами.

— Есть выгорание от интенсивности работы: например, люди, которые делают сложные проекты за три недели, могут выгореть от интенсивности работы. Ее слишком много на 1 см и квадратную минутку.

— Может быть неправильный, плохо организованный рабочий процесс. Для руководителя, регулярное большое количество выгоревших людей говорит о том, что в организации что-то не так построено. Нужно смотреть в системные вещи. Про то, как устроены коммуникации, как ставятся задачи и так далее.

— И конечно, интенсивность работы в наложении с определенными глубинными факторами, дают взрывной эффект.


Источник

Интенсивность работы очень часто приводит к отсутствию смысла.

Мы так много всего делаем, что в определенный момент забываем понять, какой результат нам нужен.

Мы не можем заметить этот результат и порадоваться ему. Отсутствие такой возможности создает у человека ощущение, что смысл потерян, его нет. На самом деле он, скорее всего, есть. Просто в этой гонке детали и результаты теряются.

Почему мы подгораем?

Установки про суть работы, успех, долг, ответственность

Это история про жертвенность. Часто люди говорят, что им уже плохо, но они всё еще не могут отказаться от работы. Почему? Корни этой истории нужно искать не компании, а в том, какие у человека установки — про работу, успех, долг, ответственность. Если вам от 20 до 35 лет, то они пришли к вам примерно в одно время — от наших родителей, которые в 90-е годы переживали страшные вещи.

Мы думаем: «Я — неважный, а результат важный. Собой можно пожертвовать, а результатом нет». Но эта установка разрушительна — с ней нужно работать.

Идеи о том, кто добивается успеха и каким образом

Вы можете поговорить со своими партнерами, друзьями, знакомыми и узнать у них, как они добиваются успеха они. Какие есть стратегии? От этого зависит, на какое место вы будете ставить результат.

Примеры установок

  • Я не могу остановиться даже ненадолго, иначе всё полетит
  • Я не могу взять и всё бросить, все на меня рассчитывают
  • Надо доделать даже через «не могу»
  • Мне некогда отдыхать и восстанавливаться
  • Я не могу взять паузу и отпуск, тут всё развалится, мне на кого это оставить

Ответственность за свой ресурс

Ответственность за свой ресурс лежит на человеке, а не на компании. Почему? Потому что это единственная возможность управлять своей жизнью. Компания может брать ответственность за цели, которые вы ставите вместе, за структуру, свои ресурсы. Но ответственность за себя — на человеке.

Что же помогает взять ответственность за себя?

  • Замечать установки, влияющие на типы поведения, которые мы демонстрируем в стрессе и новых ситуациях.
  • Развивать метанавыки управления состоянием (быстрое восстановление, саморегуляция, телесная осознанность, управление вниманием).
  • Вовремя коммуницировать — про то, где ваши приоритеты, сколько у вас ресурсов, где ваши границы, какая задача перед вами стоит. И делать это без наезда.
  • Планировать: не брать лишние проекты.

В наших календарях и to-do листах обычно есть

  • Задачи
  • Сроки
  • Время

Но есть и еще один фильтр — количество сил и количество энергии, которое понадобится на выполнение этих задач в этих сроках.


Источник

Два часа, проведенные с задачей, которую вы много раз делали, это как орешки щелкать. А два часа, которая у вас плохо получается, выглядят совсем иначе. То, как вы составляете свой to-do лист и распределяете приоритеты, это тоже ваша ответственность. Отслеживайте, сколько вам нужно времени: почему здесь вы потратили больше, чем думали. На этом можно построить классный ресурсный лист относительно возможности подгорания.

График проектов

Очень важно смотреть график проекта, особенно если вы работаете на фрилансе и у вас большая зона неизвестности. Вы не знаете, что будет с экономикой через месяц или после Нового года. Это не жесткая обертка, а гибкий каркас.

Чтобы не выгорать, в график надо заложить:

  1. Люфт для «нежданчиков». Это как воздух в расписании — он создает очень важную часть процесса.
  2. Больше времени для новых задач. Время на освоение.
  3. Вещи, которые у вас хорошо получаются. Это рабочий дофамин.
  4. Не только встречи, но и содержательная обработка этих встреч. Понимание таких вещей приносит больше осознанности.
  5. Реперные точки/букинг времени, если нет точных дат.

С виду «хорошие» вещи, которые приводят к истощению.

Вещи, которые делают карьеру, создают возможности и приносят ценность компании, могут приводить к истощению. Например, вы:

  • расширяете зону своей ответственности и влияния регулярно. Люди берут все новые и новые проекты и задачи, чтобы быть в курсе событий, чтобы их уважали и к их мнению прислушивались.
  • не выставляете приоритеты или не спрашиваете, что важно сделать прямо сейчас, а просто обрабатываете все задачи подряд без разбора — «это же важно!».
  • не просите о помощи и берете на себя всю ответственность за других
    и стечение обстоятельств. Не хотите решать проблему, но все равно вписываетесь в решение.

Как бы делегирование

Идея делегирования в том, чтобы отпустить задачу. Чтобы она больше не мешала вам и не высасывала ресурсы. Потому что контроль, как вы помните, очень высасывающая штука.


Источник

Как бы делегирование — это процесс, при котором:

— вы формально делегируете задачу, но продолжаете тратить энергию на контроль;

— вы конкурируете со своими же коллегами или подчиненными («Я могу лучше»);

— вы не доверяете людям, так как они «не такие опытные», «не обеспечат суперкачество»;

— вникаете, проверяете, переделываете мелочи — микроменеджмент и критичность к ошибкам.

Отказаться от мини-источников энергии

Еще одна вещь, от которой мы часто приходим в эмоционально-профессиональное истощение. Чтобы сделать что-то побыстрее, мы отказываемся от мини-источников энергии. Это, например:

  • Секс
  • Сон
  • Социальные связи
  • Спорт
  • Еда

Мы думаем: «Это временно, так я быстрее вернусь к обычному ритму». На самом деле мы создаем для себя ситуацию, где работа становится рутиной. Мы начинаем там жить. Через какое-то время человек уже не думает что-то туда добавлять и потихоньку теряем ресурс.

Осознавание того, что ответственность за себя в работе, лежит на вас. Что включить отдых и восстановление в свою работу — это ваша задача, — помогает легитимизировать эти мини-источники. И не забывать о них.

Это лишь часть вебинара Ольги Полищук. Во второй части она рассказывает про зависимость от результата, регулярной ревизии смыслов и почему вы — это не ваша работа. Вы сможете посмотреть его, если запишитесь на онлайн-курс «Выгорание» (правда, не сейчас, а когда соберется второй поток).


Обложка: pexels

Похожие статьи