Работа журналиста, блогера и даже писателя укладывается в определенный алгоритм — набор шагов, которые надо пройти, чтобы получить готовый текст. В этом посте поговорим о том, что это за шаги. Если вы мечтаете писать, пост поможет вам пройти путь от задумки до готового материала. Если уже пишете — еще раз «сверить часы», сравнить свой опыт с нашим. Приступим.
Этап 1. Подготовка
Прежде чем сесть за текст, писатель делает большую подготовительную работу. Она состоит из трех шагов.
Шаг 1. Выбор темы. Тема должна быть не слишком широкой и содержать актуальный вопрос. Скажем, «напишу о книгах» — очень общая формулировка. А вот «напишу о книгах про мозг, вышедших за последний месяц» — вполне подходящая тема для статьи в формате обзора.
Автор, ножницы, бумага
Вот пара способов, помогающих определиться с темой:
1. Проанализируйте запросы в интернете. Откройте сервис wordstat.yandex и введите разные варианты формулировок. Посмотрите, сколько по ним запросов. Например, вы хотите написать о возрастных кризисах мужчин и женщин. Смотрим запросы:
- Кризис среднего возраста — 17 тысяч запросов.
- С уточнением «у мужчин» — значительно меньше, 6,9 тысячи.
- А «кризис среднего возраста 40 лет» — вообще меньше тысячи.
Значит, самая популярная формулировка в нашем примере — кризис среднего возраста. На нее и ориентируемся.
2. Ловите тренды. Наверняка вы без труда назовете пятерку авторов, за которыми наблюдаете и чьи публикации с удовольствием читаете. Проанализируйте их тексты за последний месяц. Выпишите ключевые идеи, названия, имена, которые вызвали интерес у читателей. Это варианты для вашей темы.
Примеры форматов и тем из книги «Как стать популярным автором»
Шаг 2. Изучение аудитории. Подумайте о том, кто будет читать ваш материал. Если пишете для конкретного издания — журнала, блога, интернет-ресурса — посмотрите данные об аудитории (они часто есть в открытом доступе, если нет — запросите у редактора). Изучите их. Кто читает издание — мужчины или женщины, какого возраста, какие у них проблемы и интересы?
Если с изданием еще не определились, исходите из своих целей. Кому вы хотите рассказать историю? Кому она будет полезна? Хотите просвещать широкий круг читателей или собрать сообщество профессионалов? От этого будет зависеть структура статьи, глубина проработки темы, лексика и стиль.
Как стать популярным автором
Одна тема для разных аудиторий будет звучать совершенно по-разному. — Источник
Шаг 3. Постановка цели. Важный вопрос — зачем писать статью. Она должна решать проблему читателей или сообщать им что-то новое. Борьба за читательское внимание очень сурова: каждый выбирает только самое полезное и актуальное. Найдите четкий ответ на вопросы: зачем читателю нужна ваша статья? Что она изменит в его жизни? Какую проблему поможет решить?
Этап 2. Работа над текстом
Когда тема, цель и аудитория ясны, можно приступать к работе над статьей. Здесь тоже несколько шагов.
Шаг 1. Собираем материал. Чтобы статья была полезной и интересной, в ней должно быть «мясо»: факты, цифры, истории, мнения экспертов. Это нужно, чтобы читатель вам поверил, почувствовал, что ради него проделана работа, что вы «в теме». Такой эффект недостижим, если текст не обрастает точными деталями, а герои не совершают достоверные поступки.
Где взять материал? Начните с поиска в интернете. Посмотрите, что уже написано по вашей теме. Вы наверняка найдете последние новости, имена экспертов, увидите, какой аспект уже заезжен, а какой еще не освещен. Помните о двух вещах. Во-первых, тексты, опубликованные в интернете, защищены авторским правом, — их нельзя копировать и вставлять в свою статью без ссылки на источник. Во-вторых, они требуют проверки — цитаты и факты могут оказаться ложными. Так что используем интернет как отправную точку и копаем дальше.
Из книги «Автор, ножницы, бумага»
Если вы пишете серьезный журналистский материал, нужно выходить «в поля»: связываться с экспертами, проводить интервью, выезжать на место событий, искать очевидцев. Чем больше таких свидетельств, тем весомее материал. В журналистике ценится умение создать объективную картину, показать разные точки зрения.
Статьи для блогов и глянцевых изданий не требуют такой въедливости, но и тут без фактов никуда. Даже посты в соцсетях базируются на них: высказывая свое мнение, авторы приводят доказательства, рассказывают истории. Иначе текст будет «пустым».
Шаг 2. Составляем план. Итак, у вас много материала. Теперь надо донести его до читателя так, чтобы всё разложилось по полочкам. В этом поможет план. Пропишите в нем логику текста: что за чем следует и к чему ведет.
Универсальная структура статьи выглядит так:
— проблема;
— решение;
— аргумент 1;
— аргумент 2;
— аргумент 3;
— альтернативное мнение;
— личный опыт / кейс / авторское мнение;
— выводы, резюме.
Это не аксиома — ваш план может отличаться. Главное — сделать структуру логичной, понятной и соответствующей цели.
Если любите работать с интеллект-картами, можете оформлять план так. — Источник
Шаг 3. Пишем. Наконец-то можно занести руки над клавиатурой. На этом этапе не старайтесь писать красиво, умно, цепляюще — пишите теми словами, которые приходят на ум. Отключите интернет, телефон и внутреннего критика. Просто идите по пунктам плана и излагайте материал, который у вас есть.
Шаг 4. Редактируем. Перед тем, как начать редактировать, от текста полезно отдохнуть. Отложите его в сторонку на ночь или целые сутки. Потом включайте режим редактора — и вперед.
Первым делом сократите текст, выбросьте лишние абзацы и слова. Николай Кононов в книге «Автор, ножницы, бумага» советует выбросить половину. Минимум — треть. Первые жертвы, идущие под нож, — вводные конструкции: «на самом деле», «в общем», «согласно опубликованной информации» и тому подобные. А также избыточности в духе «о том, что».
Дальше уберите сложные конструкции вроде трех глаголов или прилагательных подряд. Вычеркните канцелярит («осуществил проведение плановых ремонтных работ» вместо «отремонтировал»). Упрощайте, подбирая ёмкие и понятные слова.
Еще раз пройдитесь по структуре и логике. Убедитесь, что текст разбит на удобные разделы и абзацы. Если какие-то куски мешают — выбрасывайте. Если чего-то не хватает — добавляйте. Прочитайте текст вслух, в идеале — не только себе. Попросите друга или родственника послушать и высказать замечания. Подумайте, что можно улучшить.
Шаг 5. Пишем заголовок. Иногда он рождается сразу, еще до начала работы над текстом. Если это ваш случай, посмотрите на него свежим взглядом: отражает ли заголовок то, что вы написали в статье? Привлекает ли внимание? Если заголовок не родился, пришло время подумать над ним.
Несколько приемов создания цепляющих заголовков из книги «Как стать популярным автором»
Этап 3. Публикация
Текст готов, пора отправить его в большую жизнь. Если вы писали для личного блога или сайта — отлично, просто публикуйте текст и ждите комментариев. Если для СМИ, отправляйте редактору.
Возможно (и даже скорее всего), вам пришлют правки и доработки. Не расстраивайтесь: это не говорит, что вы бездарный писатель. Просто каждое СМИ подходит к текстам по-своему: попасть в формат с первого раза сложно. Внесите правки и отправьте текст снова. А как только он выйдет, принимайтесь за следующую статью.
По материалам книг «Автор, ножницы, бумага», «Как стать популярным автором»
Обложка поста — unsplash.com