в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
Условия доставки
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Заказы от   доставляем бесплатно.
Творчество
Я хочу писать. С чего начать?
10 сентября 2018 5 094 просмотра
Творчество
Я хочу писать. С чего начать?
10 сентября 2018 5 094 просмотра

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Умение излагать мысли на бумаге — важный навык, который нужен всем. Написать заметку в блог, призыв о помощи в соцсетях, объявление о продаже телевизора — на первый взгляд, не нужно обладать особым мастерством, чтобы это сделать. Однако одни посты собирают тысячи лайков, другие остаются незаметными. Рассказываем, с чего начать большой писательский путь.

Избавляемся от дискомфорта и нерешительности



Писать профессионально

В книге «Писать профессионально» говорится о двух самых недооцененных барьерах у начинающих писателей. Это физический дискомфорт и нерешительность. Избавимся от них, а потом поедем дальше.

  • Физический дискомфорт

Продуктивные писатели знают, что прокрастинация нередко начинается из-за дискомфорта, поэтому относятся к своему организму как к «творческому партнеру». В частности они приучаются а) создавать для себя удобное и безопасное (эргономическое) рабочее место; б) следить за состоянием своего здоровья и в) устранять незначительные болевые ощущения, прежде чем они усилятся.

Эргономичность рабочего места дает возможность продолжительное время работать в комфортных условиях. Писательство — занятие времязатратное, поэтому стоит заранее позаботиться об удобном месте, где вы будете писать.

Даже здоровое тело подвержено ощущению дискомфорта при длительной работе в сидячем положении. Это ощущение способно свести на нет все попытки сосредоточиться. Поэтому продуктивные писатели обращают внимание на тревожные сигналы тела и вовремя предпринимают нужные действия. Почувствовав первые признаки усталости или напряжения, они тут же встают, чтобы размяться. Затем снова принимаются за работу. Начиная замерзать, они включают обогреватель, а почувствовав жару — вентилятор или кондиционер. И продолжают писать. Многие, прежде чем сесть за работу, едят пищу, богатую витаминами и микроэлементами, препятствующими возникновению сонливости. Любители кофе стремятся ограничить его потребление, чтобы, оставаясь энергичными, не перевозбуждаться.


Шоколад прибавит бодрости только на минут 5, затем придет чувство сонливости. Оно вам надо? Источник

Вывод: перед тем как сесть писать, убедитесь в удобстве рабочего места. Не пейте много кофе, чтобы не перевозбудиться, и не ешьте углеводную пищу, которая вызывает сонливость.

  • Нерешительность

Люди часто прокрастинируют, когда приходится принимать решение. И чем оно сложнее, тем серьезнее эта проблема. Суетливость при разрешении незначительных вопросов тоже изнуряет. Такая ситуация особенно характерна для писателей, потому что творческий процесс по сути — это бесконечный ряд больших и малых решений. Если вы будете прокрастинировать каждый раз, когда нужно выбрать подходящее слово, название или имя, то вас ждет болезненный писательский процесс. Тут все дело в перфекционизме, которому сопутствует страх во время принятия решений. Ведь перфекционист убежден, что должен сделать все правильно. Не-перфекционист, наоборот, остановится на первом пришедшем на ум слове, названии или имени. Его аргументы таковы: а) первоначальный вариант обычно самый верный и б) если это не так, то позже всегда можно внести исправления.

Поэтому учитесь принимать быстрые, даже немедленные решения как в писательстве, так и в других сферах жизни.


Писательство, как и жизнь, похоже на быструю езду, где решения о поворотах нужно принимать молниеносно. Источник

Часто решения откладываются из-за того, что они требуют дополнительных размышлений или приводят в замешательство, неудобны, неприятны. Не обращайте внимания на сопротивление, примите решение и действуйте. Нередко нерешительность — основная проблема тех людей, у которых оказывается переполненным электрон­ный почтовый ящик. Дополнительные трудности создает их стремление писать подробные витиеватые ответы, хотя достаточно лаконичного письма (а можно и вовсе промолчать).

Вывод: не ищите идеального слова. Пишите, как получается. Потом исправите 😉

Выбираем и формулируем тему

«Что я могу рассказать? Кто я такой? Почему кто-то должен тратить на меня время и тем более деньги?» Эти вопросы задает себе любой автор — даже известный, — если, конечно, он не нобелевский лауреат или графоман. Фокус в том, как обратить сомнения в плодотворную внутреннюю работу по синтезу темы, которую вы хотите раскрыть.


Автор, ножницы, бумага

Николай Кононов в книге «Автор, ножницы, бумага» рассказывает, как сделать первый шаг. Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать. Но это что-то иногда не совпадает с желанием автора. Ему хочется поделиться откровением насчет газовых турбин, а ценность представляет, например, его детский опыт беженца. Однако мы с вами попробуем все-таки совмещать желаемое и возможное. Главное, что никто не может вас дисквалифицировать как автора, потому что автор — далеко не всегда эксперт. Это рассказчик.


Великие произведения писались великими рассказчиками, а не экспертами. Источник

С каждым из нас случались истории — любые: семейные, профессиональные, медицинские, героические, — и каждый из нас так или иначе их формулировал и затем рассказывал. Пусть даже себе. Личный опыт достоин описания. Убеждение, что только коллективный опыт или исследование достойны публикации, — ошибка. Литература полна произведениями от первого лица, с частными историями — от «Исповеди» Аврелия Августина до книг Светланы Алексиевич, где она дает голос хору женщин-фронтовиков, спасателям из Чернобыля, ветеранам чеченской войны и другим «маленьким людям», а вовсе не титанам и первооткрывателям.

Писать надо о том, что вы хорошо и долго знаете, что вы пережили и переосмыслили, что горит в вашем сердце. Не обязательно это личный опыт. Мы разбираемся в окружающем мире и его феноменах, персонажах — точнее, можем разобраться достаточно глубоко. Если, конечно, речь не о сверхспециальных дисциплинах вроде общей теории поля. Какие-то вещи кажутся нам важными, какие-то — пустыми.

Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваш объект внимания и связанная с ним тема для публикации:

  • текст должен сообщать что-то очень важное;
  • или нетривиально объяснять важные процессы;
  • или быть остро полезным читателю
  • или обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя;
  • или рассказывать историю яркого героя.


Яркий человек — не обязательно известная личность. Источник

Итак, выбор и формулировка темы — половина успеха. Выбор может все погубить, а может продать историю на стадии идеи. Если у вас нет сногсшибательного личного опыта, ищите яркого героя, яркое явление, яркую теорию, которые резонируют с эпохой, историческим контекстом, современностью, насущными проблемами людей.

Разобравшись с общей темой, сформулируйте тему в двух предложениях. Двух. Причем простых, а не сложноподчиненных с хвостом из придаточных. Почему такое ограничение? Потому что это естественная длина внятного ответа на устный вопрос «О чем ты хотел рассказать?».

Если вы не можете сформулировать тему в двух притягивающих внимание читателя предложениях, значит, что-то не так.

Вот примеры формулировок, сделавших книги и статьи классикой.

Мозг во сне. Что происходит в нашей голове, пока мы спим

Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль

Озарение. Сила мгновенных решений

Фрикономика. Мнение экономиста-диссидента о неожиданных связях между событиями и явлениями

Лайфхаки для начинающих писателей

  • Тяжело начать? Откройте социальные сети и начните писать статью в виде… сообщения другу. Так проще сформулировать мысли и писать человеческим языком.
  • Сидите перед чистым листом бумаги и никак не можете начать? Возьмите первое предложение откуда угодно — хоть из новости. Продолжать писать легче, чем начинать.
  • Хотите написать книгу? Начните с поста в блог. Освойте малые формы, затем приступайте к крупным.
  • Пишите короче. Тогда больше шансов, что ваш пост прочтут.
  • Следите, чтобы соседние предложения не повторяли одну и ту же мысль.
  • Первыми заметками поделитесь с верными друзьями. На данном этапе важна поддержка, критика может убить все творческое, что есть в вас.
  • Не стесняйтесь вдохновляться чужими работами. Даже если вы повторяете какие-то приемы, выражения, на выходе может получиться совершенно непохожий продукт.

Писательство затягивает. Позвольте себе окунуться с головой в это занятие. Просто начните писать.

По материалам книг «Писать профессионально», «Автор, ножницы, бумага»

Обложка поста: pixabay.com

Рубрика
Творчество

Похожие статьи