Кто такие мойры? Зачем они плетут нить жизни? Почему жизнь древнего человека была похожа на поход в спортзал? Разбираемся вместе с книгой «Греческие и римские мифы». И держимся подальше от Геракла.
Нить жизни
Подземный мир греков не был адом, то есть специальным местом, где людей наказывают и заставляют страдать. Да, на загробную жизнь человека влияло то, как он прожил земную, но в целом античный мир судил людей не так строго, как многие другие культуры того времени и более поздних эпох.
Греческие и римские мифы
Почему так происходило? Да потому, что уже тогда, когда человек лежал в материнской утробе, мойра Клото пряла нить его жизни, а Лахесис, вторая из жутких сестер, отмеряла ее длину. (Мойры были детьми Ночи, и их еще называли судьбами, но греческое слово означает что-то вроде «те, кто наделяет долей».) События, которые происходили с человеком в его смертной жизни, в основном были предопределены мойрами — значение имело то, как бессмертный дух человека справлялся с тем, что ему уготовила судьба.
Как в спортзал сходить
Характер человека определялся с рождения, и именно таким образом — зная, как поступит человек, — мойры направляли его на предназначенный путь. Лучшее, что можно было сделать, — посчитать себя от природы благородным и оставаться верным своей натуре тогда, когда она подвергается испытанию.
Коротко говоря, вас судили не по тому, что вы сделали со своей жизнью, а по тому, как ваш характер выдерживал испытания. Для древних прожить земную жизнь было все равно что сводить душу на интенсивную тренировку в спортзал. Жизнью назывался краткий период, который человек проводил в нестабильном напряжении: в результате он или становился лучше, или превращался в развалину. Когда в назначенный момент период завершался, наступало время уходить, и в классическом мифе это время объявляла третья мойра, которая перерезала нить и подводила человеческую жизнь к концу. По имени третьей мойры — Атропос, «неотвратимая», — назвали атропин — яд, содержащийся в белладонне.
Ну прям как подростки!
Заметили, что в мифах герои иногда ведут себя как неуправляемые подростки? Возможно, так и было на самом деле. Археология показывает, что аристократы бронзового века, послужившие прототипами мифических героев, зачастую имели короткую и наполненную приключениями жизнь. Кто-то доживал до шестидесяти, но смерть сопровождала людей везде и забирала большинство из них задолго до того, как они достигали старости. Женщины нередко в тринадцать лет становились матерями, на третьем десятке — бабушками, а к тридцати уже умирали.
Спасибо Гомеру
До Гомера герой был просто человеком, который мог себе позволить полный набор доспехов, а в идеале — и колесницу. Но после того как в классическую мифологию вошли персонажи вроде Геракла и Персея, герой превратился в полубожественную фигуру: он постоянно общался с богами и с их помощью совершал сверхчеловеческие подвиги. (Наркотик-опиат, вызывающий сильное привыкание, называется героином только потому, что под его воздействием человек начинает думать, будто способен на нечто подобное.) Героические подвиги обычно кончались гибелью какого-нибудь чудовища, и после этого мир становился чуть упорядоченнее и безопаснее для людей.
Дети богов
Мир мифов можно представить себе как огромный каскад, струящийся по всем частям света: каждый бог создает и занимает определенную нишу и рождает детей, которые заполняют вспомогательную нишу уровнем ниже. Например, Тефида, дочь Геи, стала супругой Океана, и от их союза произошли великие реки земли, а уже от рек — тысячи нимф, каждая из которых обитала в собственном гроте или пещере. Понт (Море) родил Нерея, «морского старца». Понт населил все бухты и гавани своими потомками-нереидами, которые живут также в глубоких водах и играют с дельфинами.
Великие боги рождали меньших богов, производивших в свою очередь на свет божеств для отдельных местностей и занятий.
У каждой абстрактной идеи был бог (или, скорее, она сама была богом), в каждом гроте жила нимфа, в каждой роще — дриада.
Задира Геракл
И греки, и римляне считали Геракла (Геркулеса) величайшим из героев и тем не менее не пытались скрыть тот факт, что по натуре он разбойник и задира и что просто стоять рядом с ним было так же безопасно, как встряхивать в шейкере нитроглицерин. Тесей вел себя ненамного лучше, но почти все мифы той эпохи хотя бы краем касаются этих персонажей, истребивших множество людей и нелюдей и сделавших мир безопаснее.
Троянское заблуждение
Трою с ее основания разрушали несколько раз — тут классический миф не противоречит данным современной археологии. Только древние авторы считали, что в этом виноваты боги, чудовища или Геракл, а современные ученые делают ставку скорее на разбойные племена и армии хеттов. Однако после значительной реконструкции (в том числе стен, возведенных заново Аполлоном и Посейдоном) Троя времен похищения Елены стала на редкость крепким орешком.
В «Илиаде» Гомер не рассказывает историю Троянской войны — это всего лишь распространенное заблуждение. На самом деле там говорится о событиях, которые произошли за несколько очень насыщенных действием недель, тогда как война шла уже десятый год.
По материалам книги «Греческие и римские мифы»
Обложка: unsplash