Человек — существо социальное, для выживания ему необходима группа. Неудивительно, что значительная доля наших инстинктов и запрограммированных моделей поведения направлена на выстраивание внутригрупповых отношений — сотрудничества и конкуренции за ресурсы. Существуют три базовые стратегии такого взаимодействия: брать, отдавать и обменивать. Подробнее — в этом материале, подготовленном по книге «Найди ментора».
Три стратегии
Найди ментора
В зависимости от обстоятельств мы можем использовать любую из трех стратегий, но, как правило, у каждого из нас есть одна, которой мы отдаем предпочтение.
«Обменивающие» — это те, кто действуют по принципу «даю, чтобы и ты мне дал». В обществе они составляют большинство. Их фокус — справедливость.
«Берущие» — ориентированы на максимизацию собственной выгоды в отношениях. Интересы других их не волнуют.
Наконец, есть и «отдающие» — эти люди ориентированы на бескорыстную помощь другим. Их фокус — отношения.
Какая из этих стратегий является более выигрышной? Исходя из данных исследований можно сказать следующее. На ранних этапах больше всего преуспевают «берущие», в то время как «отдающие» оказываются в аутсайдерах.
По мере движения вверх картина меняется на противоположную. На вершинах успеха «берущих» почти нет. Но среди тех, кто добился выдающихся результатов, оказывается неожиданно много «отдающих». «Обменивающие» демонстрируют стабильные средние результаты на всех уровнях.
Люди, сфокусированные на собственной выгоде, редко достигают вершин. Причины этого очевидны. Систематическое пренебрежение интересами других отдаляет от них окружающих и усиливает враждебность. Иными словами, в рамках этой стратегии каждый последующий шаг отталкивает друзей и множит врагов. В итоге человек рано или поздно остается в одиночестве. Хорошо, если к тому времени он успевает добраться до вершины.
Наибольший интерес представляет другая стратегия — «отдавать». По данным проведенных исследований, большинство бескорыстных и самоотверженных альтруистов, которые обеспокоены благом других и готовы помогать им в ущерб собственным интересам, — неудачники, что кажется вполне закономерным. С другой стороны, именно «отдающие» добиваются самых крупных успехов.
Ключевой фактор
Почему? Является ли это игрой случая или есть какой-то фактор, отличающий успешных «отдающих» от неуспешных? Такой фактор действительно существует. И это ваше окружение. И те и другие одинаково стараются помогать всем и не ждут немедленного вознаграждения. И те и другие в ответ получают симпатию и одобрение окружающих. Некоторые из них стремятся оказать ответную услугу — это «обменивающие». Некоторые пользуются полученной ценностью, не считая нужным давать что-то взамен, — это «берущие».
Неудачник продолжает помогать всем одинаково. И здесь все зависит от случая — сколько «берущих» окажется в его окружении. Если мало — он выживет. Если много — быстро лишится всех ресурсов и возможностей для роста. Победитель же умеет идентифицировать «берущих» и удалять из своего круга, поэтому вокруг него постепенно формируется сеть, в совокупности приносящая ему больше, чем он вложил в ее формирование. С какого-то момента она становится ключевым фактором успеха. И чем раньше он научится это делать, тем выше его шансы добиться выдающихся результатов.
Подготовлено по книге «Найди ментора».
Фото: источник.