Саморазвитие
Учимся уменьшать информационный шум, или Почему Наполеон не отвечал на письма
15 июня 2 485 просмотров
Саморазвитие
Учимся уменьшать информационный шум, или Почему Наполеон не отвечал на письма
15 июня 2 485 просмотров

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

Переизбыток информации, которая ежедневно поступает к нам, — одна из причин того, что мы постоянно устаем и не можем прийти к внутренней гармонии. Так считает автор книги «Сила спокойствия» Райан Холидей. Многие известные люди: президенты, военачальники, главы корпораций — перед принятием важных решений прежде всего ограничивали поток входящей информации. Зачем это нужно и почему работает?

 

Странности Бонапарта

Наполеон Бонапарт был весьма эксцентричным человеком. Одной из его странностей была привычка никогда не отвечать на письма сразу. Наполеон давал каждому письму отлежаться почти три недели, а потом с удовольствием отмечал, как большинство заданных вопросов решались сами собой. При этом его никак нельзя обвинить в оторванности от реалий или пренебрежении своими обязанностями: главнокомандующий всегда был начеку, но, чтобы обращать внимание на то, что реально имеет значение, был вынужден ограничивать поток поступающей информации.

Сила спокойствия


Некоторые странности Наполеона на деле оказывались работающими приемами для принятия важных решений. Источник

Есть сведения, что Наполеон также никогда не разрешал будить себя с хорошими новостями. И буквально требовал, чтобы его тревожили сразу, как только происходит что-то плохое: разворачивается кризис или голосование консулов. В таких вещах, верил он, нельзя терять ни секунды.

Матрица Эйзенхауэра

Президент Дуайт Эйзенхауэр всегда придерживался установленных им самим правил. К примеру, никто не мог вручить ему запечатанное письмо или доложить задачу, изученную не до конца.

Политик даже разработал метод упорядочивания дел и задач, который известен под названием «матрица Эйзенхауэра». Вы наверняка не раз слышали об этом методе — в нем дела распределяются по срочности и важности на четыре категории: срочные и важные, срочные и неважные, несрочные и важные, несрочные и неважные.


Матрица Эйзенхауэра помогает расставить приоритеты на каждый период времени.  На изображении — пример матрицы Рената Шагабутдинова из книги «Заряжен на 100%».

Если вы попробуете оценить стоящие перед вами задачи с этого угла, то поймете, как много срочных дел не имеют важности и как много по-настоящему стоящего приходится постоянно откладывать на потом.

Эффект CNN

Пример двух выдающихся политиков учит нас: для того, чтобы принимать важные решения, важно очистить свой разум от лишней информации. Не случайно любой из крупных начальников, вступив в должность, прежде всего ограничивает круг тех, кто может напрямую общаться с ним — так у него появляется время на планирование и обдумывание стратегических вещей.

В современном мире мы в буквальном смысле тонем в потоке информации

В 1990-х годах появился термин «эффект CNN»: ученые выяснили, что круглосуточный просмотр новостей не только не помогает политикам, а, напротив, делает любую их реакцию затрудненной. Сейчас эффекту CNN подвержен каждый из нас. Нам кажется, что мы постоянно должны быть в курсе происходящего, мы боимся что-то упустить, а потому бесконечно скроллим ленты новостных сайтов и соцсетей.


В наше время самый большой информационный шум создает даже не телевидение, а интернет и соцсети. Источник

Все это только отвлекает нас от важного. Если мы хотим мыслить глобально, то должны это остановить. Вспомнить слова Эпиктета: «Если ты хочешь стать лучше, смирись, что будешь выглядеть глупцом в посторонних вопросах». То, что действительно имеет значение, рано или поздно найдет нас само.

Юристы-практики знают: если похоронить ответчика в бесконечных бумагах, шансы выиграть увеличатся. Излишняя информация затапливает и мешает думать.

Что делать?

Прежде всего — понять, что мы можем игнорировать и чего можем не делать. Как писал Марк Аврелий в «Размышлениях»: «В каждый момент спрашивай себя, необходимо ли это».

Ограничьте количество уведомлений на телефоне и переведите его в режим «Не беспокоить». Отсортируйте по папкам входящую почту. Отключите звонки на то время, пока заняты важным делом. Держите дистанцию с эгоистичными людьми, которые пытаются нарушать ваши границы.

Не следите за трендами. Не потребляйте новости в реальном времени.

«Ставьте барьеры. Подберите правильные желоба, по которым несрочные и неважные дела будут скатываться к соответствующим людям» — наставляет Райан Холидей. И добавляет, что только в подобном спокойствии мы можем найти истину и услышать голос внутри себя.

Станет ли мир другим, если мы начнем реагировать на зов убеждений так же быстро, как на звонки гаджетов?

 

По мотивам книги «Сила спокойствия»

Фото на обложке — Unsplash.com

 

Похожие статьи